Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. Карта обследования ребенка с задержкой психического развития Дефектологическое обследование старших дошкольников с зпр

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно- педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники коррекционных групп различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в диагностико-коррекционные группы.

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической диагностике дошкольников, в них не достаточно полно рассматривается технология диагностической работы, ее методическое оснащение и формы отражения результатов комплексного исследования детей с ЗПР в специальном детском саду.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно назвать следующие:

Выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

Выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

Определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;

Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития;

Определение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения.

Специалисты-дефектологи знают, что наиболее объективными являются данные диагностики, которая опирается на сочетание экспериментально-психологических исследований познавательного и личностного развития и длительного наблюдения за развитием ребёнка.

В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами встает еще одна важная задача обследования - определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения. Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума определяют наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.

Цели и задачи психологического и педагогического изучения следует дифференцировать. Целью педагогической диагностики является уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года. Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы". Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.

Педагогическое обследование направлено на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада. Важно выявить качественные особенности познавательной деятельности (особенности мотивации, волевые усилия, особенности планирования и контроля). Эти данные позволят подобрать для каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия. С учетом результатов педагогической диагностики отбираются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы. В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за каждой группой, проводят обследование в три этапа.

В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в"дефектологическую карту ". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.

На первом году обучения обследование проводится в течение 4-х недель, в последующем - 3-х недель. При этом целесообразно начинать его со второй недели сентября, предоставив детям время для адаптации к новым условиям.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (две последние недели апреля). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Возможны следующие варианты.

При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего года обучения.

При выраженной положительной динамике, когда результаты обследования близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский сад общего вида. Такой вариант возможен при "педагогической запущенности", когда в процессе интенсивной педагогической работы удается в значительной мере преодолеть недостатки и пробелы в знаниях ребенка.

Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный характер (например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее структуре дефекта, коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая характеристика, и ребенок направляется на ПМПК.

При положительной, но слабовыраженной динамике и частых пропусках по состоянию здоровья возможно повторное прохождение программы, т. е. ребенок остается на повторный год обучения.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе. Практика показывает, что большинство детей с ЗПР, посещающих дошкольные диагностико-коррекционные группы в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу. Лишь небольшая часть выпускников направляется в классы коррекционно-развивающего обучения. Но могут быть и исключения. Отдельным выпускникам (с учетом динамики развития в течение всего пребывания в специальном детском саду и на основании заключения ПМПК) может быть рекомендовано обучение в школе иного вида (V-го вида, VIII-го вида). Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье. Задача педагогов - раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.

Следует более подробно остановиться на функциональных обязанностях специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка. Как уже отмечалось, оно должно быть комплексным, что предполагает участие врачей, психолога, педагогов. Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения, заключения врачей-специалистов содержатся в медицинской карте, часть этих сведений дублируется в "Диагностико-эволюционной карте ребенка". Специалистам следует внимательно изучить содержание медицинских документов. Владение этой информацией имеют значение для понимания причин и характера ЗПР, определения стратегии и тактики психолого-педагогического воздействия, определения прогноза развития ребенка. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, целесообразно именно учителю-дефектологу исследовать уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи), выявлять уровень сформированности компонентов деятельности (в том числе учебной). Учителя-дефектологи и воспитатели выявляют уровень "обученности" каждого ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Сфера их интересов определяется "Образовательной программой" детского сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности педагогов, определен уровень их взаимодействия.

Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят обследование по своим разделам.

Задачи обследования речи решает учитель-дефектолог. Он исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами, исследует состояние связной речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению развития игровой деятельности, особенностям протекания адаптационных процессов, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды. Результаты обследования служат основанием для выбора направлений и содержания работы психолога в текущем учебном году и формирования групп, с которыми будут проводиться специальные психокоррекционные занятия.

Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом определяется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Этого можно достичь при условии владения учителем-дефектологом знаниями и практическими умениями из области смежных дисциплин (специальной психологии, психодиагностики, нейропсихологии и др.). Обработка результатов обследования требует от специалистов высокой профессиональной квалификации. Желательно, чтобы психолог и учителя-дефектологи прошли подготовку по специальной психологии и имели диагностическую практику. Психолога и дефектолога, прежде всего, должны интересовать качественные характеристики деятельности ребенка:

Особенности мотивации,

Способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправленному ее исполнению (т. е. к программированию и реализации программы),

Сформированность знаний, практических умений и навыков, необходимых для решения задачи,

Особенности самоконтроля и самооценки.

Особый интерес при анализе интеллектуальной и практической деятельности представляют такие показатели как:

Характер взаимодействия с взрослыми,

Способность к использованию помощи и мера этой помощи,

Возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию.

Эти показатели характеризуют обучаемость ребенка.

Особое внимание следует уделить способности детей к вербализации и к словесному отчету о своей деятельности. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. Рассмотрим содержание диагностического исследования, в котором можно условно выделить несколько блоков.

Блок 1. Исследование эмоционально-личностной сферы.

Ведущим специалистом, использующим методики данного блока является педагог-психолог. В блок входят задания на определение сформированности

-"образа Я",

Самооценки,

Произвольности и волевой регуляции;

Социальных эмоций,

Особенностей адаптивного поведения.

Блок 2. Исследование речи.

Речь изучается логопедом по специальной схеме логопедического обследования. В блок входят задания на определение особенностей и уровня развития экспрессивной и импрессивной речи. Особое значение при обследовании речи ребенка уделяется ее познавательной и регулирующей функциям. Исследуются

фонетико- фонематические процессы;

лексико- грамматический строй речи;

связная речь.

Блок 3. Исследование игровой деятельности

Как ведущей деятельности дошкольного возраста проводит педагог-психолог и воспитатели. Анализируются структурные компоненты и основные характеристики игровой деятельности, определяется уровень ее развития.

Блок 4. Исследование базовых психических функций.

В блок входят задания на определение зрелости базовых психических функций: восприятия, памяти, внимания, их качественных характеристик. Восприятие.

Зрительно-предметное восприятие.

Акустическое восприятие.

Кожно-кинестетическое восприятие (стереогноз).

Процессы восприятия различной модальности особое значение имеют в раннем и младшем дошкольном возрасте. Этот период создает первичную базу для развития речи и интеллекта. Память.

Слухо-речевая память.

Зрительно-предметная память. Внимание.

Способность к зрительному и слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению.

Способность к распределению, переключению, концентрации внимания.

Устойчивость внимания.

Состояние внимания обеспечивает общую и избирательную активность и непосредственно связано с намерениями и мотивацией деятельности.

Блок 5. Исследование пространственно-временных ориентировок и представлений.

Ориентировка в собственном теле и пространственных отношениях предметов (ориентировка в частях тела, различение правой и левой стороны, ориентировка в пространстве от себя, на плоскости, в тетради, узнавание пространственно- ориентированных знакомых букв и цифр).

Понимание и словесное обозначение пространственных отношений:

Понимание и употребление предлогов и наречий, обозначающих расположение объектов в пространстве по вертикальной оси;

Понимание и употребление предлогов и наречий, обозначающих расположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, в том числе и в ситуации право-левой ориентировки;

Понимание логико-грамматических конструкций отражающих пространственные отношения на наглядном материале

Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени и понимание логико-грамматических конструкций отражающих временные отношения в наглядной форме.

Блок 6. Исследование психомоторного развития.

В блок входят задания на выявление особенностей сформированности движений ребенка.

Общие характеристики движений ребенка: общая подвижность, функция равновесия, координация, скорость, плавность движений, переключаемость, чувство ритма; наличие или отсутствие синкинезий,

Оптико-кинестетическая организация движений.

Динамическая организация двигательного акта.

Зрительно-пространственная организация движений.

Конструктивный праксис.

Зрительно-моторная и слухо-моторная координация.

Условные двигательные реакции (выполнение движений и действий по сигналу).

Блок 7. Исследование простых модально-специфических функций.

В блок входят задания на выявление характера нарушений простых модально-специфических функций.

Выносливости к непрерывному сосредоточению на задании.

Особенности скорости актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов.

Особенности распределения внимания в течение всего времени выполнения задания.

Особенности поведенческих реакций после выполнения заданий, требующих значительной концентрации внимания.

Данные исследования названных показателей позволяют проанализировать характер нарушений базисных функций, лежащих в основе сложных психических процессов и определить оптимальные условия обучения ребенка, проводить своевременную профилактическую и коррекционную работу по преодолению нейродинамических нарушений, рекомендовать медицинское обследование ребенка с целью оказания необходимой помощи.

Качественная характеристика нейродинамических нарушений позволяет выявить недостатки регуляторной системы. Из специальной литературы известно о прямой зависимости между нарушениями нейродинамики, проявляющимися в виде истощаемости, лабильности и нарушениями в звене контроля. Проявления инертности дезорганизуют программирование и целенаправленность действий ребенка.

Результаты анализа выполнения заданий 6го и 7го блоков служат основой для понимания глубинных (на уровне мозговых структур) причин нарушенного или задержанного развития высших психических функций (ВПФ). Эти данные особенно важны, так как многие исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что одним из возможных механизмов задержки психоречевого развития является задержка созревания определенных зон мозга и несформированность межанализаторных связей. Данные обследования позволяют уже в младшем дошкольном возрасте начать коррекционно-профилактическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии, нарушений слоговой структуры, недостатков графического изображения предметов и других нарушений, которые выявляются на более поздних этапах развития ребенка.

Блок 8. Исследование мышления.

Исследуются

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

Словесно-логическое мышление (у детей 6-7 лет).

Предметом анализа являются:

Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование и сериация);

Способность к установлению причинно-следственных связей и отношений;

Способность к построению простейших умозаключений (у детей 6-7 лет).

Наиболее важным компонентом исследования является качественный анализ процесса и результатов интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка. При этом, как самый эффективный, мы рассматриваем критериально-ориентированный подход, описанный в ряде научных трудов1. Такой подход позволяет получить количественную оценку результатов выполнения заданий выраженную в условных баллах, а также выявить качественные особенности каждого структурного компонента познавательной деятельности. Предлагается четырех- балльная шкала оценки результатов.

При задержке психического развития интеллект в целом не нарушен, но мыслительная деятельность страдает за счет ослабленности ее предпосылок или отдельных структурных компонентов. Поэтому мышление ребенка с ЗПР следует оценивать как с учетом нейропсихологических механизмов, лежащих в основе затруднений, так и с учетом условий, при которых происходит улучшение мыслительной деятельности. Такой структурно-динамический характер исследования требует использования различных психолого-диагностических методов. Соблюдение принципа структурно-динамического изучения обеспечивает эффективность психологического изучения в целом.

При анализе мыслительной деятельности за основу принята концепция Л. С. Выготского о единицах психологического анализа. Такими характеристиками могут служить уровень развития действия (отражают любую деятельность, в том числе и мыслительную) и степень их сформированности. А также критерии качественной оценки, предложенные У.В Ульенковой, но уровни выполнения заданий и шкала оценок были переработаны на четырехбалльную систему. На этой основе выстроены критерии анализа мыслительной деятельности детей с ЗПР не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Характеристика мыслительных компонентов мыслительной деятельности может служить критериями при оценке развития ребенка. Можно выделить несколько уровней развития мыслительной деятельности и оценивать каждый уровень условным баллом. При таком подходе выявляются достижения каждого ребенка и наиболее объективно определяется динамика развития по каждому условному параметру. То есть, оценка производится с учетом "условной возрастной нормы" и собственных достижений ребенка.

Используя критериально-ориентированный подход к анализу результатов психолого-педагогического обследования можно условно выделить три уровня развития исследуемых показателей.

I уровень - уровень возрастного соответствия.

Ребенку по возрасту и уровню развития задание доступно. Однако у разных детей качественные характеристики при его выполнении значительно различаются.

Подуровень А - достаточное возрастное соответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру соответствуют оценке "четыре", т.е. исследуемый параметр находится в пределах "возрастной нормы". Для установления подуровня А допускается половина оценок со значением "три".

Подуровень Б - среднее возрастное соответствие. Большинство исследуемых параметров находятся в интервале "два" балла. Подуровень

В - низкое возрастное соответствие. Большинство оценок исследуемых параметров находятся в интервале "один - два" балла.

II уровень - возрастное несоответствие 1-й степени.

На втором уровне детям предлагаются более легкие задания, которые обычно доступны детям на один год моложе.

Подуровень А - слабо выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "четыре-три" балла.

Подуровень Б - средне выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "один - два".

III уровень - возрастное несоответствие 2-й степени.

Это уровень значительного возрастного несоответствия. На третьем уровне детям предлагаются задания, которые обычно доступны детям на два возраста ниже, при этом балльная оценка уже не имеет значения. В протоколе отмечается только качественная характеристика решения задания.

Таким образом, мы получаем качественно-количественную характеристику развития отдельных показателей психических функций и можем выявить насколько уровень развития ребенка соответствует возрастным возможностям. Такой подход позволяет оценить

Реальный уровень психического развития,

Степень отставания в развитии по разным показателям,

Оценить индивидуальную динамику преодоления задержки психического развития,

Выделить наиболее критические показатели,

Построить профили индивидуального развития.

Переход ребенка с одного уровня на следующий или на несколько уровней за определенный период времени и будет определять динамику его индивидуального развития с учетом естественного взросления (т.е. шкала оценки психического развития скоррелирована относительно возраста).

Целью педагогического изучения является выявление актуального уровня знаний и представлений об окружающем мире, их соответствие содержанию основных разделов образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, а также определения педагогических условий, необходимых каждому воспитаннику для реализации его потенциальных возможностей. Исследуются представления о природе и жизни людей, элементарные математические представления, готовность к обучению грамоте, знания и представления о художественной детской литературе, уровень развития изобразительной деятельности, музыкального, физического развития и т.д.). Критерии педагогической оценки напрямую связаны с реализуемой в детском саду образовательной программой и объемом минимально допустимых знаний для каждой возрастной группы.

Объем образовательного содержания каждый специальный детский сад (группа) отбирает самостоятельно на основании проекта стандартов дошкольного образования, методических рекомендаций и парциальных программ, рекомендованных Институтом коррекционной педагогики РАО.

Для оценки знаний, умений и навыков детей (ЗУН) по принятой в детском саду образовательной программе можно применить следующий общий подход. Для каждой возрастной группы подбирается свой набор тестовых заданий на начало и конец учебного года. Тестовые задания на начало года подбираются таким образом, чтобы выявить наличие необходимого запаса знаний и представлений для овладения образовательным содержанием, которое определенно образовательной программой. "Обученность" ребенка определяется запасом знаний, умений и навыков (ЗУН) полученных на предыдущих этапах обучения. Например, при исследовании элементарных математических представлений у ребенка, поступившего в подготовительную группу, отбираются задания, соответствующие программе старшей группы. В конце учебного года ему уже будут предлагаться задания, соответствующие программе подготовительной группы. Эти задания позволят выявить уровень и качество усвоения образовательной программы.

Для определения уровня ЗУН можно применить четырех балльную шкалу оценки. Знание (умение, навык) оценивается 4-мя баллами (это высшая оценка), если ребенок демонстрирует его в полном объеме требований, предъявляемых к данной возрастной группе.

Знание (умение, навык) оценивается 3-мя баллами, если ребенку требуется постоянная стимулирующая помощь, а иногда и наводящие вопросы, если ребенок допускает неточности и небольшое количество ошибок, но с помощью взрослого может их исправить. Эта же оценка применяется при несколько сниженным общим объемом знаний и представлений по исследуемому разделу программы.

Знание (умение, навык) оценивается 2-мя баллами, если ребенку постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, а качество и объем знания значительно снижен.

Ребенок получает 1 балл, если демонстрирует крайне низкий уровень знаний, умений, навыков, они неправильны, искажены или отсутствуют.

В начале и конце учебного года данные заносятся в специально разработанные таблицы, в которых отражается результативность усвоения программы.

Для сопоставления результатов педагогического обследования по каждому разделу дошкольной программы вводится нормированный усредненный уровень оценки знаний ребенка. Он выводится на основании индивидуальных показателей усвоения программного материала. Можно распределить достижения детей по четырем уровням.

I уровень - изучаемый материал усвоен в полном объеме.

II уровень - большинство значимых параметров по изучаемому разделу программы соответствуют оценкам 4 и 3.

III уровень - большинство значимых параметров по изучаемому разделу программы соответствуют оценкам 3 и 2.

IV уровень - большинство значимых параметров по изучаемому разделу программы соответствуют оценкам 2 и 1.

Нормированный усредненный уровень имеет решающее значение в следующих случаях:

При отборе содержания образовательной работы;

При делении возрастной группы детей на подгруппы, т. е. осуществления индивидуально-дифференцированного подхода;

При анализе результатов коррекционно-образовательной работы за год.

Качественно-количественные результаты выполнения заданий, выраженные в баллах, заносятся в протоколы, которые имеют свободную форму. Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать не только групповую работу, но и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-образовательной работы с максимальным учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Полезно, когда все протоколы исследований на одного ребенка ведутся по одинаковой схеме в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Это позволяет сравнить качественные показатели на разных этапах обследования ребенка.

Сравнительный анализ результатов обследования на начало и конец учебного года позволяет установить степень обучаемости и обученности каждого ребенка.

Групповые результаты представляются в наглядной форме (в виде гистограмм). Гистограммы отражают средний уровень достижений группы по каждому разделу программы. По общему виду гистограммы можно достаточно точно судить об уровне развития детей в группе и об уровне усвоения знаний в группе. Сравнительный анализ гистограмм, построенных в начале и конце учебного года, позволяет легко проследить динамику развития детей в группе и усвоения знаний в целом.

Относительная трудоемкость предлагаемой экспериментальной диагностической технологии компенсируется получением в наглядном виде результатов проведенной работы. Это позволяет своевременно скорректировать ход коррекционно-образовательного процесса. Данные качественно-количественного обследования являются реальным основанием для составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка, следовательно, при таком подходе реализуются принципы личностно-ориентированной педагогики.

Наглядный метод представления результатов позволяет сравнивать эффективность применения различных методик обучения, следовательно, определяет целесообразность применения тех или иных коррекционных и образовательных методик. Этот метод используется и для сравнительного анализа эффективности коррекционной работы в разных группах, а также при оценке работы детского сада в целом при составлении отчетной документации.

К арта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________

Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с___________________________________________________________
Решением РМПК от____________________________________________________________

выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Наследственные заболевания____________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) _________________________________________________
Вес и рост при рождении________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________

_____________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре - до года,

После года)


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________

Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____

_____________________________________________________________________________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?

II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________

_____________________________________________________________________________
3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
4. Восприятие величины ________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов______________________________________________

6. Восприятие формы
- знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
- узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
7. Восприятие пространства
- различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
- сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
- ориентируется в пространстве __________________________________________________
- понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________

Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________

Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
- понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
9. Умение абстрагировать _______________________________________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
6) по серии картинок ___________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
5. Счетные операции:
- на конкретном материале - открытый результат __________________________________
- на конкретном материале - закрытый результат по представлению__________________
- отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
- открытый результат _________________________________________________________
- закрытый результат _________________________________________________________
- отвлеченный результат ________________________________________________________

Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
_____________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
(нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________

_____________________________________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________

____________________________________________________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________

_____________________________________________________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
_____________________________________________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Юлия Васильева
Карта обследования ребенка с задержкой психического развития

(Составители : Ю. В. Васильева)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __

Дата рождения, возраст (на 01.09.) __

Национальность (отметить, если есть документ) ___

Домашний адрес __

Из какого д/с поступил ___

(№ детского сада, район)

Дата поступления в коррекционную группу___

Решение медико-педагогической комиссии от ___

Протокол № ___ принят на срок ___

Диагноз медико-педагогической комиссии ___

Дата заполнения речевой карты ___ дефектолог___

Решением РМПК от ___

Выпускается с ___

в ___(тип школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ___

Члены РМПК ___

(фамилии логопедов, дефектологов) ___ ___

возраст при рождении ребенка

возраст при рождении ребенка

Наследственные заболевания ___

Наличие нервно-психических , хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___

Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___

От какой беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы , хронические заболевания, инфекции)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___

Вес и рост при рождении ___

Вскармливание (когда принесли кормить) ___

Как взял грудь ___

Как сосал ___

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписались из роддома___

Если задержались , то почему ___

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)

Когда появился «комплекс оживления» ___(в норме с2 м.)

Когда появилось слежение взглядом за движущимися игрушками___(в норме с 2,5-3 мес.)

Когда появились попытки схватить игрущку ___(в норме к 4-м мес.)

Когда стал сидеть___(в норме с 6-и мес.)

Период бросания___

Период имитации жестов («полетели» , «хлопанье» , «пока-пока» )___(с 9-и мес.)

Реакция на свое имя, похвалу___(с 10-11 мес)

Указательный жест пальцем в нужном направлении___(с 11-12 мес.)

Когда стал ходить___(с 11-12 мес.)

Манипулятивные игры (каталки,закрывание-открывание,вкладыши) ___(с 14-15 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1-го года ___

После 1-го года ___

До 3-х лет ___

После 3-х лет ___

Данные о нервно-психическом , соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты )

Раннее речевое развитие

Гуление ___

Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)

Характер лепета ___

Первые слова с ___(в норме около 1-го года)

Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___

Использование жестов ___

Отмечались ли : грубые искажения звукослоговой структуры после 3-х лет___

Грубые аграмматизмы после 3-х лет___

Сопутствующие заболевания

ПСИХИАТР

НЕВРОПАТОЛОГ

ХИРУРГ (ОРТОПЕД)

Адаптация в детском саду

1. Аппетит___

2. Сон (долго спит, беспокойный сон, пробуждение) ___

3. Взаимоотношения со взрослыми (ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные)___

4. Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм)___

5. Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно)___

6. Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен,

зависит от настроения).

7. Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное)___

8. Часто ли меняется настроение___

Первичная диагностическая беседа

1. Как тебя зовут 7___

2. Сколько тебе лет 7 ___

3. Ты кто 7 ___

4. С кем ты пришел в детский сад 7 ___

5. Где ты живешь 7 ___

6. С кем ты пришел в детский сад 7 ___

7. Как зовут твоих маму, папу, (братика, сестричку, дедушку, бабушку) ___

8. С кем любишь играть7___

9. Какие у тебя дома есть игрушки7___

I. Первичное обследование графо – моторных навыков

«НАРИСУЙ» 3 года 4 года 5 лет 6 лет

Анализ выполнения задания

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Мышечный тонус при удержании карандаша

Правильность положения карандаша в руке

Характер изображения рисунка

Четкость линий

Место расположения на листе

Наличие характерных частей в предметном изображении

II. Поведение ребенка в коллективе

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Взаимоотношения со взрослыми

Сам обращается

Требует стимуляции

Требует стимуляции

Неадекватные способы привлечения внимания Сам обращается

Требует стимуляции

Неадекватные способы привлечения внимания Сам обращается

Требует стимуляции

Неадекватные способы привлечения внимания

Характер общения :

Отказ от общения

Доброжелательное, безразличное, негативное, навязчивое.

Отказ от общения Доброжелательное, безразличное, негативное, навязчивое.

Отказ от общения

1. Взаимоотношения со сверстниками

Сам устанавливает.

Не активен, играет один. Сам устанавливает.

С одним, с подгруппой, с коллективом.

С одним, с подгруппой, с коллективом.

Не активен, играет один Сам устанавливает.

С одним, с подгруппой, с коллективом.

Не активен, играет один

Особенности общения

Доброжелателен - конфликтен; стремится к лидерству – подчиняется;

Активен – пассивен; альтруист. Манипулятор. Жестко придерживается моральных норм – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Доброжелателен - конфликтен; стремится к лидерству – подчиняется;

Активен – пассивен; альтруист. Манипулятор. Жестко придерживается моральных норм – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Доброжелателен - конфликтен; стремится к лидерству – подчиняется;

Активен – пассивен; альтруист. Манипулятор. Жестко придерживается моральных норм – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.

III. Знания ребенка о себе и ближайшем окружении

3 года 4 года 5лет 6 лет

О себе :

3. Фамилия

4. Возраст

5. Семья. Состав семьи, кем работают.

6. Части тела :

Рот, нос, глаза, голова, руки, ноги, уши, живот;

Локоть, колено, подбородок, брови, ресницы

О ближайшем окружении :

С опорой на наглядность :

«Найди и назови» : Допустимо нахождение предмета по конкретному называнию взрослым (2-3 наиболее простых) Допустимо нахождение предмета по конкретному называнию взрослым (4-5 предметов) Называние ребенком предмета по обобщающему понятию. Называние ребенком предмета по обобщающему понятию.

Домашние животные

Дикие животные

Транспорт

Профессии Врач, повар, продавец, щофер. Профессии – специальности (Кто работает на стройке)

Без опоры на наглядность :

«Назови, кого, что ты знаешь?»

«Слушай и рисуй»

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт

«Догадайся, о каком предмете расскажу» :

Догадайся, как называется предмет, которым причесываются.

Догадайся, из чего можно кушать суп.

Понимание эмоционального смысла картинок .

Предлагаются картинки с эмоциональным состоянием героя.

IV. Исследование моторики

1. Общая моторика

Пройти по дорожке, начерченной на полу 3 года 4 года 5 лет 6 лет

Перешагнуть через препятствие 25 – 30 см

Бросить – поймать мяч двумя руками

Подпрыгнуть на месте на двух ногах

Прыгать на месте на правой/левой ноге

Слепить из пластилина палочку, шарик, бублик

Пробежать 3-4 раза между линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см

Перейти с бега на ходьбу по сигналу

Пройти по шнуру, положенному на пол

Переложить из одной руки в другую мячик – за спиной, перед собой, подняться на носки

Мяч бросить вверх, поймать, ударить об пол, поймать

Перелезть через обруч, прыгнуть и выпрыгнуть из него на полу

Проскакать на одной ноге, на обеих, пробежать, остановиться по сигналу

Установка связи между сигналом и действием : тихие удары – ходьба на носочках, громче – на ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться

Пробежать, на бегу бросая и ловя мяч

Обобщение : сила движений

Точность движений

Темп движений

Координация движений

Переключение от одного движения к другому

2. Уровень сформированности тонкой моторики

Покажи ушки 2-3 п.

Покажи рожки 2-5 п.

Сложи кольцо 12345

Попеременно соедини 1 со 2, 3, 4, 5 правая

Застежка

Шнуровка, бант

Объем движений

Переключаемость

Сопутствующие движения

Наличие леворукости

Полный, неполный

Есть, нет.

Полный, неполный

Своевременная,замедленная, отсутствует.

Есть, нет.

Полный, неполный

Своевременная,замедленная, отсутствует.

Есть, нет.

Полный, неполный

Своевременная,замедленная, отсутствует.

Есть, нет.

V. Особенности восприятия цвета

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Подбор картинок к цветовому фону Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет.

Коричневый

Оранжевый

Сиреневый

Выполнение По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет. По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет. По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет. По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет.

VI. Особенности развития зрительного восприятия

Отождествление изображения и предмета 3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. Узнавание изображения предмета Узнавание реального предмета на картинке .

«Назови, что нарисовано» :

1. по контуру

2. по пунктирному изображению

3. перечеркнутые фигуры (с усложнением по возрасту)

4. наложенные изображения 2 фигуры 3-4 фигуры 4-5 фигур

2. Называние недостающих деталей предмета

«Чего не хватает?»

3. Выделение частей в предмете

«Что есть у куклы?» С усложнением количества частей. машина - грузовик дом самолет

4. Дорисовывание недостающей половины Домик, солнышко, елочка, пирамидка, цветок. Домик, солнышко, елочка, пирамидка, цветок.

5. «Лабиринт» (с усложнением)

VII. Уровень развития произвольной зрительной памяти

3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. «Запомни и назови» . Норма – 3 картинки из 5-и предъявленных Норма – 5-6 картинок из 7-8 предъявленных Норма – 6-7 картинок из 10-и предъявленных

4. морковь

5. бабочка

7. матрешка

8. цыпленок

10. машина

Норма-3 игрушки Норма-4-5 игрушек Норма-5 картинок Норма-6 картинок

2. «Что изменилось?»

3. «Чего не стало?»

Особенности выполнения задания

4. «Игра «Разведчики »

Предлагаются 5 геометрических фигур : квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.

Ребенок должен посмотреть , запомнить и нарисовать по памяти. Фигуры могут предлагаться в ряд и в разных частях листа.

VIII. Особенности слухового восприятия и произвольной слуховой памяти.

3 года 4года 5 лет 6 лет

1. «Повтори, что назову» . норма

2-3 слова из 4-х 4 слова из 6-и 5 слов из 8-и 6 слов из 10

4. молоток

5. портфель

10. телевизор

2. Определение направления звука : «Где позвонили?» ; дифференциация звучащих игрушек

Бубен - молоток

3. Заучивание короткого стихотворения. А. Барто «Я люблю свою лошадку.» И. Лопухина «Ежик.» :

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки –

Не достанется он волку.

IX. Особенности мыслительной деятельности.

1. Особенности конструктивного праксиса.

1. Особенности восприятия части – целого. 3 года 4 года 5 лет 6 лет

- картинки :

5-6-9 частей.

- кубики :

6-9 частей

6-12 частей

2. «Сложи из палочек» : (по образцу – по памяти)

3. Матрешки (с усложнением)

4. Пирамидка :

5-12 частей

5. Игры со строительным материалом.

Выполнение :

Отметить объяснение выбора ребенка (внешний несущественный признак – существенный признак) Самостоятельно.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По близкому признаку. Самостоятельно.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По близкому признаку. Самостоятельно.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По близкому признаку.

2. Последовательные ряды.

«Продолжи ряд» : признаки – цвет, форма, величина. 3 года 4 года 5 лет 6 лет

Задания даны как образцы.

По 1-му признаку из 1-го составляющего : все красные кружки или - все треугольники

По 1-му признаку из 2-х составляющих : красный треугольник – красный кружок.

По 1-му признаку из 3-х составляющих : треугольник – кружок – квадрат одного цвета; или – красный кружок – желтый кружок – синий кружок.

По 2-м признакам из 2-х составляющих : красный кружок – синий треугольник

По 3-м признакам из2-3-х составляющих : маленький желтый кружок – большой зеленый треугольник – большой зеленый квадрат.

3. Способность к обобщению.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

«Назови одним словом»

4. Особенности восприятия сюжетной картинки .

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Отметить способность к установлению причинно-следственных связей.

(Картинки подбираются одноплановые и многоплановые) .

5. Серии картинок , связанных единым сюжетом.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

с усложнением

не более 3-х картинок до 5-и картинок

6. Восприятие прочитанного.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Отметить : понимание, структурирование, лексику, грамматическое оформление.

7. Установление ассоциативных связей.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

«Волшебники» : дорисовать геометрическую фигуру до сходного предметного образа. Круг, квадрат. Круг, квадрат, треугольник. Различные геометрические фигуры.

Дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении. Я сегодня не пойду гулять, потому что…

8. Оценка критичности мышления.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

«Нелепицы»

9. Анализ. Классификация. Обобщение.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. «Какой фигуры не хватает?»

2. «Рассели жильцов» С усложнением

1 признак 2-3 признака

X. Обследование математических представлений.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. Владение некоторыми общими принципами счета.

- «Поправь куклу» : счет до 5-и с преднамеренными ошибками.

Понимание принципа «1+1» : кукла считает, прибавляя то 1, то 2 предмета, называя при этом по одному числительному.

Понимание итогового значения счета.

Понимание того, что любая совокупность может быть сосчитана.

Понимание независимости итогового значения счета от пространственного расположения и величины счетного материала.

2. Навыки отвлеченного счета :

Прямой счет

Порядковый счет

Обратный счет

3. Навыки соотнесения количества предметов

Один – много – ни одного : «Найди и назови количество предметов в коробочке»

- «Одень куклу» : «Возьми столько пальто, варежек, сапожек, сколько надо кукле» (Предметов предлагается больше, чем нужно) .

3. «Найди стакан» . Предлагаются 3 непрозрачных стакана с разным количеством жидкости. Ребенок должен найти – где много воды, мало, пусто.

4. Сравнение групп множеств на основе счетных операций (на конкретном материале) «столько – сколько»

1. «Возьми столько же, сколько у меня :

До 5-и предметов;

До 10-и предметов.

2. «Сосчитай, сколько надо взять флажков, чтобы у 3-х кукол было по 1-му в каждой руке».

3. «Раскрась столько контуров, сколько игрушек перед тобой поставлено» . Контуров больше, чем игрушек. до 5-и предметов до 10-и предметов до 10-и предметов

4. «Положи на верхнюю полоску грибов на 1 больше, чем нарисовано листочков на нижней полоске. до 5-и предметов до 10-и предметов до 10-и предметов

5.«Разложи пуговицы» .

Ребенку предлагаются карточки с нарисованными пуговицами, расположенными в ряд и в форме геом. фигуры – (квадрата, 10 настоящих пуговиц и предлагается взять столько пуговиц, сколько нарисовано на карточке :

Положить пуговицы на изображение;

Положить рядом с изображением.

5. Умение решать арифметические задачи. 5 лет 6 лет

1. Решение задач с открытым результатом (задачи – драматизации)

2. Решение задач с закрытым результатом.

3. Задачи – иллюстрации.

6. Знание цифр.

7. Владение геометрическими представлениями. 3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. Подбор геометрических фигур к образцу :

Почтовый ящик

Доска Сегена

Различает, соотносит, называет Различает, соотносит, называет Различает, соотносит, называет Различает, соотносит, называет

2. Подбор геометрических фигур по названию. Круг, квадрат, треугольник (шарик, кубик, крыша) Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

3. Узнавание геометрических фигур в предметном рисунке.

8. Владение представлениями о величине.

1. Упорядочивание предметов по величине :

1. «Чашечки» 5 предметов 5 предметов 10предметов 10предметов

1.2. «Собери елочку» . 3 предмета 3 предмета 5 предметов 5 предметов

1.3. «Нарисуй возле высокого домика низкую елочку, возле высокой елочки – низкий домик». Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет.

1.4. Покажи :

Большой – маленький

Длинный – короткий

Тонкий – толстый

Узкий – широкий.

Отметить, как ребенок объясняет свой выбор.

2. Выделение ребенком относительности величины. «Кто больше?»

9. Владение пространственными представлениями.

9.1. «Покажи на себе» :

Части тела

Части тела (с усложнением)

9.2. «Покажи, что находится :

Справа – слева

Вверху – внизу

Спереди – сзади

9.3. «Покажи на кукле» :

Части тела

Части тела (с усложнением)

действия :

Руки вверх

Руки вниз

Туловище вперед

Туловище назад

9.4. Разложить картинки по словесной инструкции на листе и сравнить с образцом. Набор картинок : солнышко, ежик, грибок, облако и т. д. Предлоги : НА, В Предлоги : НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У. Предлоги : НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У, ОКОЛО, МЕЖДУ. Предлоги : НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У, ОКОЛО, МЕЖДУ, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД.

10. Владение представлениями о времени.

10. 1. «Назови части суток» :

10.2. «Сложи дерево» . Разрезные картинки 4 части : дерево весной, летом, осенью, зимой.

10.3. «Разложи картинки » : весна – лето – осень – зима.

10.4. Дни недели.

10.5. «Нелепицы"

XI. Особенности развития связной речи .

Связная речь : лепетная речь, однословные предложения, двусоставные предложения, простые предложения из нескольких слов, сложное предложение

Речевое сопровождение игры 3 года

Пересказ

У девочки Кати жил котенок. Звали его Васька. Котенок был серенький с белой грудкой. Он любил играть с мячиком. Девочка кормила Ваську молоком или рыбкой. Катя очень заботилась о Ваське. 5 лет – 6 лет

Лекарство.

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит : «Дай, я за тебя выпью!» (К. Д. Ушинский)

1. Для чего врач прописал маме лекарство?

2. Каким оно было на вкус?

3. Легко маме пить горькое лекарство?

4. Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?

5. Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?

6. Как можно назвать такую девочку?

7. Как может девочка помочь больной маме?

Пересказ по серии сюжетных картин . «Ласточки» , по методике А. Виноградовой (или другая серия картинок из 4-5 частей , которая не используются как обучающая).

XII.Характер сюжетно-ролевой игры.

3 года 4 года 5-6 лет

Передает – не передает простой игровой сюжет : цепочку связанных по смыслу действий с игрушками. Умеет – не умеет назвать свои игровые действия. Умеет – не умеет правильно назвать себя в игровой роли : Я – щофер. Умеет – не умеет договориться о совместных игровых действиях : - Давай катать машинку. Использует -–не использует в игровой деятельности простые постройки : домик, мостик, гараж и т. д. Пользуется – не пользуется предметами – заместителями : палочка – ложечка и т. д. По примеру взрослых передает – не передает в играх – имитациях характер движений и звукоподражаний. Включается – не включается в игру с общей игрушкой с другими детьми. Умеет – не умеет проявлять добрые чувства по отношению к игрушке. Использует – не использует разнообразные сюжеты (до 4-6 смысловых эпизодов) и новые впечатления о жизни и труде людей : семья, детский сад, магазин, парикмахерская и т. д. Соответствие – несоответствие игровых действий принятой роли. Использует – не использует в игре предметы – заместители, воображаемые игровые действия : Как – будто… Умеет – не умеет создавать несложную игровую обстановку. Проявляет – не проявляет интерес к строительно – коструктивным играм и использованию построек в сюжетно – ролевой игре. Умеет – не умеет назвать игру, роль, игровые действия. Использует – не использует ролевой диалог, комментарии действий с игрушками. Передает – не передает в жестах, мимике особенности поведения и эмоционального состояния персонажей. Конфликтен – не конфликтен в игровой деятельности. Использует – не использует разнообразные сюжеты : бытовые, трудовые, фантастические, общественные, по содержанию любимых литературных произведений. Умение договориться с товарищами о сюжете игры, об общем игровом замысле, распределить роли и игровые действия. Соответствие – несоответствие игровых действий принятой роли. Умеет – не умеет самостоятельно создать игровую обстановку, подобрать атрибутику, предметы – заместители, определить игровое пространство. Умеет – не умеет назвать игру, роль, игровые действия. Использует – не использует ролевой диалог. Передает – не передает в жестах, мимике особенности поведения и эмоционального состояния персонажей. Конфликтен – не конфликтен в игровой деятельности.

XIII. Особенности познавательной деятельности.

3-4 года 5-6 лет

Наличие – отсутствие познавательного интереса к заданию. Устойчивость – неустойчивость познавательного интереса. Целенаправленность – нецеленаправленность деятельности. Критичность – некритичность к результату действия. Принятие – непринятие помощи взрослого. Осуществляет – не осуществляет перенос показанного действия на аналогичные задания. Негативная – позитивная реакция на трудности. Нормальный – замедленный темп формирования новых навыков и умений. Наличие – отсутствие познавательного интереса к заданию. Устойчивость – неустойчивость познавательного интереса. Целенаправленность – нецеленаправленность деятельности. Критичность – некритичность к результату действия. Принятие – непринятие помощи взрослого. Осуществляет – не осуществляет перенос показанного действия на аналогичные задания. Негативная – позитивная реакция на трудности. Нормальный – замедленный темп формирования новых навыков и умений.

Заключение учителя – дефектолога :___

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Из какого д/с поступил____________________________________________________

(№ д/с, район)

Дата поступления в группу ________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________

Протокол № ___________________ принят на срок____________________________

Заключение медико-педагогической комиссии

______________________________________________________________________

Дата заполнения карты___________________________________________________

Дефектолог ____________________________________________________________

Решением РМПК от _____________________________________________________

выпускается с _________________________________________________________

в____________________________________________________________________

(вид школы, д/с)

Члены РМПК___________________________________________________________

(фамилии логопедов, место работы)

Анамнез

Сведения о родителях___________________________________________________

Наследственные заболевания ____________________________________________

От какой по счету беременности ребенок___________________________________

Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________

Когда закричал ребенок _________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________

Резус-фактор (отрицат., положит.) _______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________

Выписался из роддома на_____день (причины задержки)

Раннее психомоторное развитие

(отметить, не было ли отклонений от нормы) _____________________________________

Перенесенные заболевания

(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)

________________________________________________________________

Речевой анамнез

Первые слова ____________________________________________________

(с какого возраста)

Первые фразы____________________________________________________

(с какого возраста)

Прерывалось ли речевое развитие___________________________________

Неврологический статус ____________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения

1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________

(точность представлений)

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия:

1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________

2. Выделение в предмете существенных деталей, частей__________________

3. Умение дорисовывать предмет______________________________________

4. Восприятие величины______________________________________________

5. Восприятие цвета:

а) соотносит ли цвет_________________________________________________

(используя безречевую инструкцию, проверить)

б) различает ли цвета________________________________________________

в) различает и знает ли названия цветов_________________________________

6. Восприятие формы:

а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________

б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: «Помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.)______

7. Восприятие пространства:

а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___

б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________

в) ориентируется в пространстве________________________________________

г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________

8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки

1. Срисовать картинку «Домик»:_________________________________________

2. Умение зрительно планировать выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)______________

Особенности памяти

1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1—5 раз, затем через 50—60 минут; норма — воспроизведение 3—4 слов через час). ____________

2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________

Особенности мышления

1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________(используется 24—26 карточек с изображением геометрических фигур)

2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________

в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________

Подбор обобщающего слова ____________________________________________

3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________

4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________

5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________

6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок________________

7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________

9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________

10. Умение абстрагировать_____________________________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________

2. Объем пассивного словаря ______________________________________________

3. Объем активного словаря_______________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

4. Особенности фразовой речи ____________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

5. Связная речь:

а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________

б) составить рассказ по серии картинок_____________________________________

в) пересказ короткого текста______________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Пересчет предметов до 5—10 __________________________________________

2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________

3. Выделение предметов из множества (1—5) по слову, образцу, показу_________

4. Сравнение множеств_________________________________________________

(больше, меньше, равно)

5. Счетные операции:

— :на конкретном материале — счет вслух_________________________________

— на конкретном материале — счет «про себя»____________________________

— отвлеченно (без конкретного материала)________________________________

6. Решение простых задач (6 лет)

— отвлеченно________________________________________________________

7. Придумывание простых задач (6 лет)

— на конкретном материале ____________________________________________

— отвлеченно ________________________________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу___________________________________________

2. Умение строить по графическому рисунку_______________________________

3. Умение строить самостоятельно_______________________________________

4. Умение зарисовать, обыграть постройку_________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________

б) целенаправленность деятельности____________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________

4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________

5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________

6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________

7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________

Консультации специалистов___________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования _________________________________________

Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова

Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей старшей группы с задержкой психического развития.

Губайдуллина Надежда Робертовна, логопед-дефектолог МБУ «Школы № 18», г.о. Тольятти
Описание материала: Диагностические методики предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, для обследования уровня их речевого развития.
Цель – получение информации об индивидуальных особенностях речевого развития ребенка.

1. Формирование словаря.
Методика № 1. Выявление уровня развития словаря предметов.
Материал: предметные картинки по разным лексическим темам.
Инструкция: «Что это?», «Назови одним словом все картинки?»

Методика № 2. Выявление уровня развития глагольного словаря.
Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка).
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).

Методика № 3. Выявление уровня развития словаря признаков.
Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).

Методика № 4. Выявление уровня развития словаря наречий.
Материал: предметные картинки (черепаха, солнце, конь).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Как ползает черепаха? Как светит солнце? Как скачет конь?».

Методика № 5. Выявление уровня развития словаря числительных.
Материал: карточки с одним, тремя, пятью предметами огурец, цыпленок, ведро, ухо)
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть карточки и сосчитать количество предметов. Инструкция: «Назови сколько предметов нарисовано на карточке».

Методика № 6. Выявление уровня развития словаря синонимов.
Материал: предметные картинки (бабушка, дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать «старушка». Назови другим словом…(дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).

Методика № 7. Выявление уровня развития словаря антонимов.
Материал: предметные картинки: большой и маленький мяч, толстая и тонкая книга, высокий и низкий забор, короткая и длинная веревка, пустой и полный стакан.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Послушай слова: большой мяч – маленький мяч. Это слова наоборот. Теперь ты назови слова наоборот...».

Оценка результатов.
За отдельное задание:



Итог:


2. Грамматический строй речи.
Методика № 1. Выявление умения изменять имена существительные по падежам.
Материал: карандаш, ручка, краски.
Процедура проведения. Показываем ребенку карандаш (ручку, краски).
Инструкция: «У меня карандаш.
У меня нет …(с продолжающей интонацией) (карандаша).
Я протягиваю руку к ….(карандашу).
Я беру в руки …(карандаш).
Я рисую домик …(карандашом).
Я мечтаю о красном …(карандаше)».

Методика № 2. Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа во мн.число И.п. и Р.п.
Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку.
Инструкция: «Один стол, а если их много, то это – …(столы)
Убираем картинку.
Инструкция: «Нет чего?»

Методика № 3. Выявить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Материал: предметные картинки, на которых нарисованы предметы синего цвета (шар, чашка, платье, мяч, машина, ведро).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синий шар. А теперь ты смотри на картинки и называй…»

Методика № 4. Выявить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Материалы. Предметные картинки с изображением предметов разной величины.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Назови большой предмет и маленький предмет».

Методика № 5. Выявить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: предметные картинки – стол из дерева, шуба из меха, кораблик из бумаги, мяч из резины, замок из железа, стакан из стекла.
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку, на которой изображен стол из дерева.
Инструкция: «Стол сделан из дерева, значит он деревянный. Скажи, какой (какая)…?»

Методика № 6. Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: предметные картинки с черно-белыми изображениями животных, у которых какая-либо часть цветная (кошка, собака, медведь, заяц, белка, лиса).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «У кошки хвост кошачий. Посмотри и скажи: лапа чья, ухо чьё, нос чей, голова чья?»

Методика № 7. Выявить умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Материал: картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий разные действия.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик?» (идет, подходит к дому, входит в дом, переходит улицу, выходит из дома).

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.

3. Слоговая структура слова.
Методика № 1. Выявление умения повторять слова разной слоговой структуры.
Материалы: предметные картинки (автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник).

Инструкция: «Повторяй за мной: автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник».

Методика № 2. Выявление умения самостоятельно называть слова разной слоговой структуры.
Материал: предметные картинки (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер)».

Методика № 3. Выявление умения произносить предложения, состоящие из слов с разной слоговой структурой.
Процедура проведения. Ребенку предлагают для повторения предложения.
Инструкция: «Повтори за мной: электрик чинит электрический чайник. Хоккеисты играют в хоккей. Художник рисует пейзаж. Экскурсовод проводит экскурсию».

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:


0 – 1 балл – низкий уровень.

4.Звукопроизношение.
Методика № 1. Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.

Методика № 2. Выявление умения произносить звуки русского языка в словах.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено.

Методика № 3. Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.

5. Связная речь.
Методика № 1. Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений.
Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.

Методика № 2. Выявление умения составлять рассказ – описание предмета.
Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка).
Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.

Методика № 3. Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.

Методика № 4. Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.

Методика № 5. Выявление умения составлять рассказ из личного опыта.
Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
8 – 10 баллов – высокий уровень.
3 – 7 баллов – средний уровень.
0 – 2 балла – низкий уровень.