Полезные ссылки. Особенности развития речи у детей Развивать речь ребенка 7 лет

Введение.

  1. Речевое развитие ребенка на первом году жизни.
  2. Речевое развитие ребенка на втором году жизни.
  3. Речевое развитие ребенка на третьем году жизни.
  4. Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.
  5. Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.
  6. Речевое развитие ребенка на шестом году жизни.
  7. Младший школьный возраст (6-7 лет).
  8. Рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей.
  9. Игры на развитие звуковой культуры речи.
  10. Игры на формирование грамматического строя речи.
  11. Игры на обогащение словарного запаса.
  12. Игры на развитие связной речи.
  13. Программа “Грамотей”.

Введение

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых .

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.

К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.

Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов поможет нам решить проблемы с развитием речи детей.

Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по данной теме, которые вы сможете проводить с ребенком дома.

1. Речевое развитие ребенка на первом году жизни

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - “а-а-а”, “ а-бы-ы”, “ е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет - это произношение во время гуления слогов - “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова “ надо” и “нельзя”.

2. Речевое развитие ребёнка на втором году жизни

На втором году жизни ребёнок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика: малыш точно захватывает предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню. К концу второго года жизни он умеет ходить вверх и вниз по лестнице, залезать на большой стул, ударять ногой и рукой по мячу.

В этот период у ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В большинстве случаев это связано с определённой ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери, показ хорошо знакомой игрушки или предмета). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощёнными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи – говорение. Ребёнок уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к одному году и трём месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание (например, ребёнок просит у матери машинку звукоподражанием би-би). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения, и появляются они у детей в один год и два месяца – один год и шесть месяцев.

Со второй половины второго года жизни ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай! и др.), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трёхсловные предложения, но слова в них ещё не связаны грамматически.

В полтора года активный словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребёнок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, о, и; звуки э, ы могут заменять созвучием йэ. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми в артикуляционном отношении или искажёнными звуками; твёрдые согласные т, д, с, з – мягкими. Наряду с неправильным артикулированием звуком отмечается упрощенное произношение слов, например укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: “ко” или “моко” вместо молоко.

3. Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни

На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда? и т.п.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волки семеро козлят” - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р – они заменяют на более простые.

4. Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Зачем?, Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как “детское словотворчество” (К.И. Чуковский “От двух до пяти”). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, “копатка” вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твёрдых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, л, р.

Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребёнок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более лёгкие по артикуляции звуки: на д’, потом на з’, далее на з. следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как “дюк”, “зюк”, потом “зук” и, наконец, “жук”. Но и после овладения правильным произношением звука ж ребёнок будет ещё какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребёнок начнёт употреблять его вместо звука з, произнося “жуб” вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребёнку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название “возрастное косноязычие” или “возрастная дислалия”.

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

5. Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли.

Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы (“хочут” вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р’, л, л’, например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

6. Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни

В этом возрасте малыш использует простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т.д.); чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т.д. Ярко проявляется словотворчество.

Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.

Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

7. Младший школьный возраст (6-7 лет)

Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

Это этап развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.

Первоначально речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития.

Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребёнка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.

Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) – плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им. Произношение взрослых должно быть четким с хорошей артикуляцией.

Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребёнком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! и т.д. Можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья! и т.д.).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребёнка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.

В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счётов и нанизанные на нитку.

В это же время, развивая у ребёнка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку!, Дай кису!, Садись! и т.д.

Когда ребёнок произнесёт первое слово (примерно в десять – двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка.

При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит.

Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребёнок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать, и развитие речи пойдёт быстрее.

Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т.д.

То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных.

Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.

После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться “детскими”, лепетными словами, взрослым желательно в разговоре с ребёнком употреблять обычные: кошка, корова, собака и так далее, односложные предложения заменять двух- и трёхсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получить мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мяч и т.д.

В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:

1) “Машина”. Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би;

2) “Барабанщик”. Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.

Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: “Пальчик-мальчик”, “Водичка, водичка”.

Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребёнка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребёнка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет ещё больше, если в это время он услышит слова песенки “Солнышко-вёдрышко”. Читая потешки (“Курочка-рябушечка”, “Кисонька-мурысенька” и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.

Инсценирование сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок” и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых должна быть:

Чёткой, неторопливой;

Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

Грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психиеское развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребёнка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развёрнутыми фразами, ускоренным темпом, как бы “захлёбываясь”, то всё это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя “перегружать” речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

9. Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра “Придумай слово”

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: “Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно”. И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра “Строим дорожку”

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игра “Ловушка”

Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Учитель предлагает детям “открыть ловушки”, т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть “ловушки”. Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то “ловушки” нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.

Игра “Поймай слог”

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Учитель “бросает” детям слог, а они должны “превратить” его в слово.

Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение “Раздели правильно”

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра “Посели в домик”

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.

Учитель вводит “гостей” при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

10. Игры на формирование грамматического строя речи

В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение “Подбираем рифмы”.

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Кого видел поэт? В каком виде они были?

Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово:

Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).

Игра “Кузовок”

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: “Чей залог выну, что тому делать?” Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение “Чьё всё это?”

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра “Домики”

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать “он мой”, во втором – “она моя”, в третьем – “оно моё”, в четвёртом – “они мои”. Нужно “расселить” слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

11. Игры на обогащение словарного запаса

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра “Наоборот”

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала “Наоборот”. Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру “Наоборот”: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди “Прощальная игра”:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

Игровое упражнение “Закончи фразу”

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон … .

Луна видна ночью, а солнце … .

Огонь горячий, а лёд … .

Река широкая, а ручей … .

Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение “Скажи по-другому”.

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Учитель говорит: “У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова “печальный, грустный и расстроенный” - это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит “дождь идёт”? Скажи по-другому.

Что значит “мальчик идёт”? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолёт сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течёт, струится).

Мальчик бежит (мчится, несётся).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).

Игра “Какой предмет?”

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Что бывает?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное – платье, яблоко, знамя,

12. Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме.

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку

13. Программа “Грамотейка”

Приглашаем детей 4-5 и 5-6лет на увлекательную и познавательную программу “Грамотейка”. Эта программа разработана логопедами и направлена на всестороннее развитие речи ребенка и хорошую подготовку к школе.

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. На занятиях Ваш малыш знакомится с миром букв и звуков, которые изучаются в определенной последовательности с учетом развития мелкой моторики дошкольника и его произносительных навыков. Ребенок учится делить слова на слоги, составлять из букв слова, у него формируется навык звуко -буквенного анализа и синтеза, развивается фонематический слух. Это является очень важным условием для успешного обучения грамоте, а в будущем хорошей профилактикой ошибок в письменной речи.

Занятия проходят в игровой форме, где детям прививается любовь и интерес к родному языку. Ребенок получает навык правильно подбирать и согласовывать слова, грамотно строить из них предложения, употреблять предлоги. Задания и игры подобраны специальным образом, чтобы развивать воображение и творческое отношение к составлению рассказов по картинкам или описанию предметов. На занятиях дети знакомятся с художественной литературой, учатся пересказывать по плану.

Ваш ребенок растет и ему нужно общение, поэтому занятия проходят в группе с оптимальным количеством детей 5-6 человек. В детском коллективе ребенок наиболее полно может раскрыть все свои качества, здесь формируется его индивидуальность, закладывается ответственность и самостоятельность. В групповых играх он учится доброжелательности и сотрудничеству с другими детьми.

«Развитие речи детей 6 лет»

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. Рассмотрим развитие речи детей 6-7 лет (подготовительная группа).

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. У детей этого возраста недостатки в произношении встречаются редко, лишь в отдельных случаях. Некоторые дети продолжают неправильно произносить шипящие, сонорные, свистящие звуки, реже - твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. С такими детьми индивидуально занимается учитель- логопед. Обычно дети 6 лет говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности проставления словесного ударения: «понял», (вместо понял), «магазин» (вместо магазин) и др. Взрослый всегда поправляет ребенка, давая образец произнесения слова. Кроме того, с детьми, у которых обнаруживаются недостатки в умении управлять голосом, изменять темп речи, а также в овладении интонационной выразительностью, педагог организует дополнительные занятия для развития речевого слуха и внимания.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. У детей 6 лет можно совершенствовать речь особенно её синтаксическую сторону, через усвоение способов словообразования всех частей речи, единичных форм, исключений. Речь ребенка обогащается грамматическими формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова. И самое главное, дети способны критически относиться к своим грамматическим ошибкам, они, как правило, стремятся к правильности и точности речи. Они знают, что слово пальто не изменяется; что «одеть» - кого, а «надеть» - что; а слово хотеть изменяется по-разному, в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих: хочу - хотим и др. Дети 6 лет используют в своей речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Им можно задавать вопросы о грамматической правильности высказываний, так как они уже способны анализировать. Если дети не владеют всем перечисленным выше, следует разобраться в причинах отставания в речевом развитии, затем, в зависимости от причин, предложить ребенку материал наиболее доступный (тот, что рекомендуется в 5 лет и ранее) или обратиться за помощью к специалисту. Очень внимательно надо отнестись ко всем недостаткам в речевом развитии, обнаруженным в конце дошкольного детства, так как они негативно скажутся на обучении в школе.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ. Словарь детей к моменту поступления в школу насыщен обобщающими существительными, прилагательными, обозначающими свойства предметов и явлений, названиями действий и их качеств и т.д. Дети пользуются точными выразительными словами для передачи своих эмоций, впечатлений, представлений. Соответственно, их речь обогащена синонимами и антонимами, дети в состоянии объяснить неизвестные и малоизвестные значения многозначных слов, умеют правильно сочетать слова по смыслу и осознанно употребляют видовые родовые понятия. Например, дети правильно используют обобщающие слова типа: растения - деревья, цветы, кустарник или фрукты - виноград, слива, яблоко, груша и аналогичные, зная при этом, что понятие «растение» - широкое и включает в себя такие понятия, как «деревья», «цветы», «кустарник»; а понятие «фрукты» шире, чем «виноград», «слива», «яблоко» и др. Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие или противоположные по смыслу. Они в состоянии понять разное значение одного и того же слова, правильно оценить переносный смысл слов (в поговорках, пословицах), выбрать наиболее точные слова и выражения, подходящие к данной ситуации. Если дети 6 лет не овладели лексикой родного языка, то причину недоразвития можно обнаружить, обратившись за помощью к специалисту (логопед, психолог, дефектолог).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. У детей 6 лет хорошо развита диалогическая речь: они отвечают на вопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуются вопросительными и восклицательными интонациями, могут выразить удивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они уже способны построить краткие высказывания. Владея монологической речью, дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строят свою речь при пересказах и самостоятельном рассказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имея определенные представления о его композиции и языковых средствах художественной речи. В рассказах по картинке дети способны передать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому, могут описать пейзаж, передать настроение картины, сравнить разные картины. Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями их качеств (форма, цвет, размер, величина) и функциональных назначений. В своих рассказах они активно употребляют определения. Дети 6 лет уже в состоянии составить рассказы, используя для этого набор игрушек. Дети также могут рассказать, что с ними случилось, передать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно. Если дети не владеют связной речью в 6 лет, стоит воспользоваться рекомендациями по её развитию на более ранних ступенях развития ребенка, если это, конечно, связано с некоторым отставанием в развитии по тем или иным причинам (болезнь, темперамент, недостаточное внимание к познавательной жизни ребенка и др.). В иных случаях следует обращаться к специалистам другого профиля (психолог, психотерапевт, врач, дефектолог).

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с ним следует позаниматься дополнительно. Дети этого возраста особенно тяготеют к графической стороне языка, буквенной символике и чтению. Поэтому педагогу или родителю очень легко, просто использовать эту высокую восприимчивость к графическому изображению слов и обучить чтению детей. В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Развитие речи карапуза достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми.

информация Для речи детей этого возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ-родник).

Рассказывая или рассуждая о чем-либо, кроха старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.

Общая информация

Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.

  • Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
  • Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь .
  • Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:

  • овладеть правильным произношением слов;
  • иметь определенный словарный запас;
  • уметь строить разные по форме предложения;
  • вести монолог и поддерживать диалог;
  • пересказывать небольшие рассказы;
  • ясно выражать свои мысли.

Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.

Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

Седьмой год жизни ребенка - это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.

дополнительно Именно от уровня развития речи карапуза в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении.

Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:

  1. Четкое и правильное произношение всех звуков.
  2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
  3. Использование в разговоре различных интонаций.
  4. Умение регулировать громкость и темп речи.
  5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
  6. Способность вести монолог и диалог.
  7. Словарный запас от 4000 слов.
  8. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
  9. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.
  10. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.

Отклонения и нарушения речевого развития

  1. Заикание , запинки, чрезмерные паузы между словами.
  2. Скандирование слов.
  3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
  4. Трудности различения звуков.
  5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
  6. Смешение звуков.
  7. «Проглатывание» окончаний слов.
  8. Словарный запас менее 3500 слов.
  9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
  10. Неверное построение предложения.
  11. Частая расстановка неправильного ударения.

важно Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у малыша возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их.

Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:

  1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
  2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
  3. Ежедневно читать ребенку.
  4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
  5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
  6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
  7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
  8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
  9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка 6-7 лет

К 6-7 годам развитие речи карапуза достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми.

информация Для речи детей этого возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ-родник).

Рассказывая или рассуждая о чем-либо, кроха старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.

Общая информация

Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.

  • Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
  • Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями .
  • Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:

  • овладеть правильным произношением слов;
  • иметь определенный словарный запас;
  • уметь строить разные по форме предложения;
  • вести монолог и поддерживать диалог;
  • пересказывать небольшие рассказы;
  • ясно выражать свои мысли.

Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.

Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

Седьмой год жизни ребенка - это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.

дополнительно Именно от уровня развития речи карапуза в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении.

Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:

  1. Четкое и правильное произношение всех звуков.
  2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
  3. Использование в разговоре различных интонаций.
  4. Умение регулировать громкость и темп речи.
  5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
  6. Способность вести монолог и диалог.
  7. Словарный запас от 4000 слов.
  8. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
  9. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.
  10. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.

Отклонения и нарушения речевого развития

  1. Заикание , запинки, чрезмерные паузы между словами.
  2. Скандирование слов.
  3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
  4. Трудности различения звуков.
  5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
  6. Смешение звуков.
  7. «Проглатывание» окончаний слов.
  8. Словарный запас менее 3500 слов.
  9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
  10. Неверное построение предложения.
  11. Частая расстановка неправильного ударения.

важно Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у малыша возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их.

Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:

  1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
  2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
  3. Ежедневно читать ребенку.
  4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
  5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
  6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
  7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
  8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
  9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.

При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических недостатков к шести годам дети, как правило, овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Развитие словаря детей в возрасте с 6 до 7 лет:

  • Запас слов расширяется.
  • В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Развитие грамматического строя речи детей:

  • Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными.
  • В речи используют предложения разных видов.
  • Могут встречаться ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет рукавичков»).

Развитие связной речи детей 6-7 лет:

Как обучать математике в процессе игры читайте в статье Математика для детей ; как подобрать стул и стол для ребенка с учетом ростовки.

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Формируется культура речевого общения.

Советы родителям по развитию речи детей в период с 6 до 7 лет:

  • Учите детей четко выражать свои мысли.
  • Продолжайте учить детей согласовывать слова в предложении, правильно строить фразу при рассказе (пересказе).
  • Читайте детям сказки, рассказы, просите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы.
  • Просите ребенка составить рассказ по 1, 2, 3 или по 4 сюжетным картинкам. Предварительно ребенок должен разложить сюжетные картинки в логической последовательности. Рассказ ребенка должен делится на 3 составные части: начало, середина, конец.


Для правильного понимания как составить рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок приводим конспект занятия по развитию речи детей по серии сюжетных картинок.

Конспект занятия по развитию речи детей 6-7 лет.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Кормушка".

Цель занятия:

Продолжать работу над формированием письменной и устной связной речи детей с опорой на сюжетные картинки;
- продолжать воспитывать любовь к природе через знакомство с красотой природы;
- продолжать развивать внимание и воображение через работу с серией сюжетных картинок.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Настрой на урок, с целью привлечения внимания, вызывания интереса у детей, формирования мотивации.

Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите? (Звучат голоса птиц на фоне музыки.)

Как вы думаете, о чем будет наше занятие?

3. Проверка домашнего задания.

Я попросила вас к занятию подобрать вместе с родителями пословицы о птицах. Дошкольников можно попросить устно прочесть пословицы, а школьников попросить составить из разрезанных на 2-3 части пословицы и прочесть их.

Презентация. (Слайд 1)

Как вы их понимаете?

Какие вы еще пословицы о птицах знаете?

4. Словарная работа (Для школьников).

Выпишите из пословиц названия птиц. (Ворона, воробей, журавль, синица.)

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите слова на слоги.

Какое слово здесь лишнее? (Журавль – 2 слога, большой размер, перелетная птица.)

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

(Слайды 2, 3) (Зимующие птицы.)

Хорошо ли живется зимующим птицам? Может ли человек помочь им? Как? А вы помогали зимующим птицам? Как?

Ребята второго класса тоже помогали птицам. И об этом у вас на партах картинки. Внимательно их рассмотрите и разложите их в том порядке как происходили события.

Давайте подберем подписи к этим картинкам. Я их уже записала, но правильно ли я их расставила?

Составление плана:

Кормушка занесена снегом.
Ребята чистят кормушку.
Вкусный обед.
У нас получился план. По этому плану мы и будем с вами работать. Запишите его. Каждую часть рассказа мы будем начинать с красной строки.

5. Подбор подходящих по смыслу слов и вставление их в текст.

Что изображено на первой картинке? (Заснеженный сквер. На дереве висит кормушка. Она занесена снегом. На ветках сидят птички.)

Каких птиц вы видите? (Синички, воробьи, снегири.)

Почему птицы не смогли пообедать?

Гимнастика для глаз.

Когда я составляла предложения, некоторые слова пропали. Попробуйте сами вставить подходящие слова. Прочитайте слова для справок. Здесь много слов, но вам надо выбрать только те, которые подойдут по смыслу. При списывании обратите внимание на орфограммы, особенно те, с которыми мы еще незнакомы.

Ученики записывают текст в тетрадь, проверка чтением.

6. Восстановление деформированного текста.

Переходим ко второй части плана. Как она называется?

Что вы видите на 2 картинке?

Какой корм принесли ребята? Для каких птиц?

Я составляла для вас два предложения, но компьютер перепутал все слова.

Попробуйте самостоятельно восстановить эти предложения. Запишите их самостоятельно.

Проверка записанного: Какие предложения получились? (Слайд 5)

Физкультминутка.

7. Творческая работа: самостоятельное составление предложений.

Давайте посмотрим на третью картинку. Как она называется?

Что сделали дети? Зачем? Как повели себя птички?

Ребята, третью часть вы будете придумывать и записывать сами, важно не только придумать, но и грамотно записать. Для этого я выписала вам слова, которые могут помочь в составлении предложений, и выделила все орфограммы.

Вы можете использовать эти слова, изменять их и добавлять свои слова.

Ученики самостоятельно составляют и записывают предложения.

Прочитайте получившиеся предложения. Молодцы.

8. Чтение рассказов, составленных детьми.

У нас с вами получился рассказ. Прочитайте свои рассказы.

Как вы относитесь к ребятам? Как их можно назвать? (Молодцы.)

Давайте запишем это предложение, как итог нашего рассказа.

Запись с комментированием.

9. Итог занятия.

Не только ребята в нашем рассказе молодцы, но и вы тоже молодцы. Вы сделали большую работу: вставляли слова в предложения, собирали рассыпанные предложения, сами сочиняли предложения.

Какой вид работы вам показался самым трудным? Самым легким? Самым интересным?

В этой статье:

Речь - это одна из сложнейших форм речевой деятельности. По тому, как дошкольник владеет связной речью, можно сделать заключение о его общем развитии, об овладении культурой родной страны, языком. Именно этим фактором объясняется необходимость проведения тестировать детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в первый класс на предмет умения составлять связный рассказ.

По тому, насколько грамотно и связно говорит малыш, можно определить его готовность к обучению в школе. Более того, именно речевое развитие сыграет решающую роль в дальнейшем процессе обучения, его успеваемости и авторитете в классе.

Школьник должен уметь связно отвечать на уроке, как с места, так и у доски, формулировать логически грамотные вопросы, составлять рассказы и пересказывать услышанный материал, как кратко, так и близко к тексту.

Достаточно часто родители, анализируя речь детей 6-7 лет, обращают внимание на качество фразовых высказываний. На самом же деле по одним лишь высказываниям судить о качестве речи рано.

Связная речь
у детей 6-7 лет должна представлять собой логически связанные предложения, которые будут выражать законченную мысль. В этом возрасте рассказы детей, как правило, носят характер повествовательных и объяснительных.

В первом случае дети рассказывают о событиях, впечатлениях, во втором - поясняют, как обращаться с тем или иным предметом, для чего он нужен и так далее. Дополнительным направлением являются так называемые творческие рассказы и рассуждения, в основе которых чаще всего лежат фантазии детей.

Как развивается речь детей в 6 лет

Развитие речи у детей в этом возрасте характеризуется использованием простых распространенных предложений. Не так часто, но все же используют дошкольники на 6 году жизни сложные предложения, включающие в себя более 10 слов. Кроме того, для детей этого возраста развитие речи характеризуется:


В словарном запасе шестилетнего ребенка уже более 3000 слов, он начинает активно использовать обобщающие понятия, притяжательные прилагательные, местоимения и наречия, а также сложные предлоги. Для детей не представляет труда образовывать новые слова с помощью суффиксов, использовать относительные прилагательные и однокоренные слова. Многие дошкольники именно в этом возрасте начинают увлекаться словотворчеством.

Развитие речи у детей в возрасте 6 лет позволяет им не испытывать сложностей в процессе согласования частей речи с учетом падежа, рода, числа, используя в нужных ситуациях предлоги.

Несмотря
на все перечисленные выше достижения, речь шестилетки переполнена грамматическими ошибками, связанными с использованием падежей, чисел, согласованием частей речи и структурой предложения.

В целом же речь отличается четкостью, у детей появляется интерес использовать звуковое оформление слов, они с удовольствием упражняются в поиске подходящих рифм.

Развитие речи в 6 лет также характеризуется высоким уровнем развития фонематического слуха. Дети в состоянии узнавать схожие по звучанию слова, умеют по требованию выделить нужный звук в слове и подобрать на него новое слово, различают интонации и тембры голоса. Что касается развития сложных форм синтеза и анализа слов, то успеха дети смогут добиться только при условии намеренного их обучения.

В 6 лет дети способны пересказать недлинные тексты, прочитанные два раза, а также им под силу выразительное чтение и составление рассказа по картинке, описание недавно пережитых событий с высказыванием личной точки зрения.

Как развивается речь семилетки

К семи годам развитие речи у детей характеризуется увеличением словарного запаса до 3500 слов. Дети
используют образные выражения и устойчивые словосочетания, знакомятся с основными правилами соединения слов и их изменения.

В 7 лет у детей активно развиваются логика, внимание и память, а также ряд других качеств, важных для успешного обучения в школе. Дети в этом возрасте справляются с усвоением слоговой структуры слов, умеют по требованию находить в слове нужный звук, придумывать с ним новые слова, выделять ударные гласные, обозначать первый и последний звуки. Важно, чтобы семилетка умел группировать предметы и обобщать их с учетом определенных признаков.

Язык как средство общения детей в 7 лет

В 7 лет язык для дошкольника – это не только средство для общения. Дети осознают необходимость его изучения в связи с обучением умению писать и читать. По мнению психологов, именно в этот период дети понимают, что язык для них становится родным.

В речи преобладают развернутые высказывания, связанные с появлением новых задач общения, характерных для этого периода - активного общения со сверстниками. В пассивном словаре по-прежнему больше слов, чем в активном, кроме того, ребенок до сих пор не знает всех значений слов.

В течение первого года обучения в школе развитие речи перейдет на новый уровень. Из простой речи она трансформируется в монологическую. Кроме того, в жизни старшего дошкольника появляется письменная речь, открывающая перед ним новые возможности, например возвращение к ранее написанному с исправлением ошибок, что, в свою очередь, положительным образом скажется на формировании грамотной речи в будущем.

Игры для развития речи у старших дошкольников

Конечно же, с детьми 6-7 лет нужно продолжать играть, вот только игры нужно
выбирать не только развлекающие, но и обучающие. Например, стимулировать развитие связной речи у детей могут специальные игры, благодаря которым дети научатся правильно строить предложения, формировать диалоги, ставить вопросы и давать на них ответы.

Игра «Журналист». Отличная игра, построенная на беседе. Малышу можно предложить сыграть роль сначала респондента - того, кто будет давать ответы на вопросы, а потом и репортера - того, кто эти вопросы будет задавать. В игре можно использовать микрофон, в который дети должны говорить без стеснения. Поднимать можно любые темы, начиная от недавно прочитанной книги и заканчивая совместно проведенным последним праздником.

Игра «Отгадай загадку» . Интересная игра, подразумевающая собой участие сразу всех членов семьи. Взрослые должны будут обыграть какую-то ситуацию между собой, дошкольнику же будет предложено ее озвучить. Также можно использовать в игре картинки, которые ведущий будет пытаться изобразить, а остальные - отгадать.

Игра
«Отгадай игрушку».
В игре задействуется игрушка, которая должна будет стать главным героем выдуманной детьми или взрослыми истории. Малышу или взрослому будет предложено угадать по истории, какая именно игрушка принимала в ней участие. Простая и интересная игра поможет стимулировать речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Придумай предложение» . Малышу нужно будет сочинить предложение, используя изображения на представленных ему картинках. Важно заинтересовать кроху настолько, чтобы он захотел составить креативные предложения. Со временем задание можно усложнить, предложив малышу воспользоваться сразу тремя картинками.