Почему мы не в состоянии проснуться на фаджр (на утренний намаз)? Как читается утренняя молитва фаджр Если начал читать намаз и пропустить утренний

Чтобы прочитать намаз, необходимо совершение определенных действий телом. Намаз, каждый должен совершать сам за себя. Намаз, совершенный в свое время называется - Ада . Перечитанный по какой либо причине намаз, (например был совершен неправильно, или с какими-либо ошибками) пусть даже совершен в свое время, или после выхода своего времени, называют -Иаде .

Восполнение не прочитанных вовремя; «Фарзов» и «Уаджибов», называют, «Совершать каза». Выполняя ежедневные пятикратные намазы, а также делая «каза», необходимо соблюсти все правила. Того у кого нет долгов больше чем по пяти намазам, называют «Обладатель порядка ». Фарз пятничного намаза, нужно прочитать во время намаза Зухр. Пропустивший утренний намаз, если вспомнить об этом даже во время хутбы, должен будет немедленно сделать «каза». Пока не совершен какой-либо намаз, нельзя совершать последующие пять намазов. Сказано в хадисе: «Проспавший время намаза, или забывший о нем, если вспомнит о нем во время намаза за имамом, должен закончить намаз за имамом. Затем прочитать пропущенный намаз. Затем пусть заново прочитает намаз, прочитанный за имамом ».

Восполнение пропущенных обязательных намазов, является фарзом. Восполнение уаджибов, является уаджибом. Восполнять сунну, не нужно. Единодушное мнение ученых мазхаба Ханафи таково: «Суннаты было приказано читать только в свое время. Несовершенные вовремя суннаты, не остаются висеть долгом на мусульманине. Поэтому было сказано, что по прошествии времени, суннаты не восполняются. А вот сунна намаза Ссубх больше похожа на уаджиб. Поэтому ее нужно восстанавливать до намаза Зухр, вместе с фарзом утреннего намаза. Если, сунна Ссубха была просрочена до времени когда уже прочитан намаз Зухр, то восстанавливать его уже не надо, как и остальные просроченные суннаты. Восполнив пропущенную сунну, уже не получить за нее вознаграждения, сауабы. Будет прочитано как дополнительный, -нафиля - намаз. В книге « İbni Âbidîn » в разделе « Tergîb-üs-salât », (Таргиб-ус-салят) на стр. 162, говорится: «Суннаты можно прочитать сидя, не имея на то Узра. Не совершать их вообще, грех. Фарзы тоже можно прочитать сидя, но только если есть Узр, (уважительная причина)».

Большой грех, не совершить фарз намаз, без какой бы то ни было причины. Такие намазы, нужно восполнить. Фарзы и уаджибы можно оставить на Каза можно только если есть две причины. Первое, стоять перед лицом врага. Второе, опасность поджидающая путника (даже, если намерение быть в пути, меньше трех дней), в виде преступника, дикого зверя, сели, бури, шторма. Оказавшийся в такой ситуации, может совершать намаз, в любом направлений. Может читать намаз, встав напротив зверя, и делая намаз жестами. Если так сделать нет возможности, то можно оставить намаз на Каза. Оставление намаза на Каза по этим двум причинам, и оставление по причине забывчивости или сна, не является грехом.

В книге «Ашбах», сказано: «Занятый спасением утопающего, или попавшего в другую подобную ситуацию, и вследствие этого пропустившего намаз, прочитает намаз после ». То есть, когда заканчивается уважительная причина Узр, нужно восполнять пропущенные намаза. Можно отсрочить выполнение фарзов, кроме трех времен, когда читать намазы Харам, чтобы добыть пропитание своим детям, с намерением прочитать в свободное время. Отсрочивание на еще более позднее время, начнет вводить в грех. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уассалам), и его сахабы, в битве «Хандак », несмотря на смертельную усталость и полученные тяжелые ранения, восполнили в ту же ночь пропущенные Каза намазы. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Приблизить друг к другу два фарз намаза, большой грех ». То есть, не прочитать во время один намаз, прочитать его во время другого намаза, самый большой грех. Сказано в хадисе: «Прочитавшего намаз после выхода времени, Всевышний Аллах отправит в Ад на 80 хукба ». Одна хукба, равна 80-и годам на том свете. Один день на том свете равен, 1000 годам в нашем мире. Нужно подумать, если таково наказание за один пропущенный намаз, то каково будет наказание того, кто не совершает намаз вовсе.

Наш Пророк сказал (саллаллаху алейхи уассалам): «Намаз, опора религий. Совершающий намаз, укрепляет Ислам. Тот, кто не совершает намаз, разрушает Ислам ». Еще в одном хадисе говорится: «В Судный День, в первую очередь спросится за веру человека. Вторым же вопросом будет, совершал ли человек намаз ». Всевышний Аллах сказал: «О, мой раб! Если спасешься после вопросов о намазе, ты спасен. Я облегчу для тебя остальное ». В 45 аяте суры «Анкебут », сказано: «, и исполняй молитву, потому что молитва предохраняет от скверны и зла ». Наш Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Больше всего, человек приближается к своему Господу, во время намаза ».

Несовершение намаза в свое время, бывает двух видов: 1 - По уважительной причине. 2 - Зная что намаз приказ сверху, не совершать его по лености.

Мусульманин совершает большой грех, оставляя намаз без уважительной причины, и совершая его после выхода времени. Это харам. Этот грех не прощается, даже после прочтения намаза в другое время. После совершения Каза этого намаза, прощается грех за неисполнение намаза. Этот грех не прощается, только если раскаяться. Если раскаяться после совершения Каза, то можно надеяться на прощение. Раскаявшись, нужно восполнить пропущенные намазы. Тот, у кого есть силы для восполнения пропущенных намазов, не станет этого делать, совершит особенный грех. Этот грех, начнет увеличиваться, через каждые шесть минут свободного времени, (6 минут, время достаточное для прочтения одного намаза). Потому что, мусульманин, должен восполнять пропущенные намазы, как только выпадет свободное время. Не придавшие значения восполнению пропущенных намазов, удостоятся вечного огня. В книгах « Umdet-ül-islâm » и « Câmi’-ül fetâvâ » сказано: «Если отказаться от совершения фарза на поле боя, имея на то возможность, то это подобно совершению 700 больших грехов ». Откладывание «Каза», еще больший грех, чем несовершенный вовремя намаз. Как только вознамериться и совершить «Каза», сразу прощается грех за неисполнение оного.

МОЖНО ЛИ ЗА МЕСТО СУННЫ, СОВЕРШАТЬ «КАЗА»

В книге сеийда Абдулкадира Гейлани « Fütûh-ul gayb » (Футух-уль гайб) сказано: «Верующий, в первую очередь, должен совершить фарзы. После окончания фарзов, должен читать, сунну. После этого, может читать нафиля (дополнительные) намазы. Читать сунну, имея долги по фарзам - большая глупость ». В хадисе, переданном от Али бин Абу Талиба (радиаллаху анх) говорится: «Зря старается тот, кто читает нафиля, когда у него есть долги по фарзам. Пока он не восполнит долги по фарзам, у него не будут приняты нафиля намазы ».

Ученый мазхаба Ханафи Абдулхак Дехлеви, разясняя этот хадис приведенный Абдулкадиром Гейлани, сказал: «Этот хадис говорит, что не примутся суннаты и нафиля намазы, пока есть долги по фарзам. Мы знаем что сунна, дополняют фарзы. Смысл этого в том, что если, при совершений фарза, была совершена ошибка, которая может послужить причиной непринятия фарза, то совершенные затем сунны, восполняют место этих ошибок, тем самым служат причиной принятия фарзов. А у кого есть долги по фарзам, то совершение сунны для него, не приносит никакой пользы».

Шариатский судья Иерусалима, Мухаммед Сыддик Ефенди, объясняя о восполнений намазов «фаийта» сказал: «У великого ученого Ибни Нуджайма спросили, - Если у человека есть долги по намазам, и во время утреннего, обеденного, предвечернего, вечернего и ночного намазов,сунну этих намазов будет читать с намерением восполнить пропущенные фарзы, то не получится ли так, что он отверг эти сунну. Он ответил, что суннаты этим самым, не будут отвергнуты. Потому что, совершение сунны пяти намазов, это совершение еще одного намаза, помимо фарза. Желание шайтана таково, чтобы намазы не совершались вовсе. Мы же, совершая кроме фарза, еще один намаз, тем самым унижаем шайтана. Совершая «Каза» фарза во время сунны, тем самым совершается и сунна. Тот, у кого есть «Каза», во время любого намаза, остальные намазы кроме фарза, должен возмещать пропущенный намаз, чтобы избавится от долга непрочитанного фарза. Этим самым совершаются и суннаты. Потому что, многие вместо того чтобы прочитать «Каза», читают сунну. Такие отправятся в Ад. Ну а те, которые вместо сунны, читают фарзы, спасутся от Ада ».

КАК СОВЕРШАТЬ «КАЗА». ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Нужно как можно быстрее восполнять пропущенный намаз, и тем самым оберечь себя от неминуемого тяжелого наказания. Для этого, и сунну нужно читать с намерением возместить фарз намаз. Те кто не совершал намаз по лености, те у кого есть несколько лет пропущенных намазов, когда начинают постоянно совершать намазы, сунну читают с намерением возместить, первый пропущенный фарз намаз. Во всех четырех мазхабах, сунну разрешено читать с намерением возместить, пропущенный фарз. По мазхабу Ханафи, оставлять намазы на «Каза», без уважительных причин, большой грех, (Акбар-и Кабаир). И этот грех, все возрастает и возрастает, в геометрической прогрессии, с каждой свободной минутой, когда человек мог бы совершать намаз. Потому что пропущенный намаз нужно совершать как только выдастся свободная минута.

Чтобы избавится от мучений, не поддающемуся счету, нужно первую сунну намаза «Зухр», читать с намерением, возместить первый пропущенный «Зухр» намаз. Два ракаата сунны после полуденного фарза, читать с намерением, возместить первый пропущенный «Ссубх» намаз. Четыре ракаата сунны «Асра» читать с намерением возместить первый пропущенный «Аср». Сунну «Магриба», с намерением возместить пропущенный «Магриб». Во время первой сунны «ишаа», читать пропущенный «ишаа». Вторую сунну, читать с намерением возместить, пропущенный «уитр» намаз. Таким образом, возмещаются пропущенные намазы за один день. Сколько лет не совершался намаз, столько лет и нужно возмещать. Возмещение, так же нужно приблизить, читая пропущенные намазы в свободное время. То что, за несовершенные намазы грех возрастает в геометрической прогрессий, мы сказали выше.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Машааллах, мы высоко ценим Ваше искреннее желание исполнять все пять ежедневных намазов. Да примет Аллах Ваши старания и да облегчит Он это для Вас! Аминь.

В самом деле, в пунктуальном исполнении пяти ежедневных намазов заложена огромная польза как для этого мира, так и для того света. В одном из хадисов пророк ﷺ сказал: если человек регулярно и правильно исполняет пять фард-намазов, Аллах приведет его дела в порядок. (Хаким. Мустадрак. – Хадис 965, передал Абу Хурейра)

В Коране Аллах особо обратил наше внимание на пунктуальное исполнение намаза в положенное для него время:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

Берегите все намазы и (особенно) средний. Стойте перед Аллахом смиренно. (Коран, 2:238)

Своевременное исполнение намаза настолько важно, что пророк ﷺ назвал его самым добродетельным из всех поступков. В сборниках «Сахих» Бухари и Муслима записан следующий рассказ Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах):

Я спросил пророка ﷺ, какой поступок лучше всех.

– Своевременный намаз, – ответил он.

– А после этого?

– Хорошее отношение к родителям.

– А после?

– Борьба на пути Аллаха. (Бухари. Сахих. – Хадис 2782; Муслим. Сахих. – Хадис 137)

عن عبد الله بن مسعود، قال: سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم أي العمل أفضل؟ قال: «الصلاة لوقتها» قال: قلت ثم أي؟ قال: «بر الوالدين» قال: قلت: ثم أي؟ قال: الجهاد في سبيل الله

В ранее приведенном аяте («Берегите все намазы и (особенно) средний. Стойте перед Аллахом смиренно») Аллах особо выделил средний намаз. Ибн Масуд, Али и имам Малик (да будет доволен ими Аллах) считали, что здесь подразумевается фаджр-намаз. Отсюда мы узнаем, что из всех пяти ежедневных намазов Аллах придал особое значение именно утреннему намазу. Поэтому долгом мусульманина является прилежность в пробуждении на фаджр-намаз.

Ниже приводятся несколько советов для пробуждения без особых трудностей на фаджр-намаз:

а) Перед ночным сном вознесите мольбу Аллаху, чтобы Он обязательно даровал Вам возможность проснуться и совершить фаджр-намаз.

б) Поставьте будильник и не держите его вблизи от себя. Положите его подальше, но не настолько далеко, что Вы не сможете услышать звонок. Положите его так, чтобы для отключения звонка Вам пришлось проснуться и дойти до него. Вероятно, к моменту выключения будильника Вы пробудитесь в достаточной степени, чтобы вдохновить себя на совершение фаджр-намаза.

в) Попытайтесь заснуть сразу после иша. Избегайте того, чтобы ложиться слишком поздно, поскольку это приведет к тому, что проснуться на фаджр-намаз будет трудно. Если есть проблемы с ранним засыпанием, может помочь стакан теплого молока. Произнесение салавата и саляма в адрес пророка ﷺ также поможет вызвать сон.

г) Перед отходом ко сну обновите свое намерение, что Вы точно проснетесь на фаджр-намаз, а когда проснетесь, вспомните о его важности, соберите все свое мужество и поборите искушение продолжить сон. Аллах очень любит, когда человек борется с искушениями ради Его довольства, и Он наверняка благословит Вас.

д) Помните: вовремя совершая фаджр-намаз, Вы тем самым начинаете свой день с благого дела, что высоко ценится Аллахом. Из-за этого Аллах сделает весь оставшийся день легким для Вас и заверит облегчение Ваших задач.

е) Помните: в хадисе сказано, что человеку, совершающему фаджр-намаз в предписанное время, гарантируется защита Аллаха. (Муслим. Сахих. – Хадис 261, передан Джундубом)

Если Вы пропустили фаджр-намаз, и его время уже прошло, Вы можете совершить каза за него как только проснетесь или как только поймете, что пропустили его. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا رقد أحدكم عن الصلاة، أو غفل عنها، فليصلها إذا ذكرها

Если проспите намаз или забудете о нем, нужно совершить его, как только осознаете, что пропустили его. (Муслим. Сахих. – Хадис 316, передал Анас бин Малик)

Вы можете восполнить пропущенный фаджр-намаз после восхода или в любое другое время в течение дня. Однако Вам не разрешается совершать каза пропущенного намаза в три запрещенных периода времени, то есть при восходе, зените и закате солнца, и в течение примерно 20-25 минут до магриба (когда солнце побледнеет, поскольку это макрух-время).

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, мы восхваляем Его и ищем Его помощи и прощения. Мы ищем убежища у Аллаха от пороков наших душ и от зла наших поступков. Кого Аллах повел прямым путем никто собьет, а того кого сбил Аллах, никто не поведет прямым путем, мир и благословение лучшему из Творений Аллаха Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем кто последовал за ним, вплоть до Судного Дня.


А затем:


Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является нашим примером, который долгие часы тратил на ночи в молитвы и бодрствования до времени фаджра. Это достоверно известно о нем и в его учении и в его жизни, например, как он не любил спать до молитвы иша и не любил бесполезные разговоры после нее. Он советовал своим сподвижникам и всем мусульманам не делать этого. Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, знали, какие причины, приводят к лени и, что мешало соблюдению молитвы фаджр в свое время и предупреждали людей и остерегали от этого. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы не в состоянии молиться ночью, то это является явным признаком того, что ваши грехи сковали вас и лишили вас добрых дел" . Хасана аль-Басри спросили: "Почему мы не можем бодрствовать ночью?" Он ответил: "Вы скованы в своих грехах".


Мотивация в настоящее время отсутствует среди мусульман. Когда от одного из них требуется из-за его работы или для собственных мирских выгод, встать рано на рассвете, он, несомненно, примет все необходимые меры предосторожности, чтобы не пропустить свое назначение. Он лишиться своего спокойствия, а так же будет беспокойным его сон, только из страха, что он может быть наказан или его зарплата от опоздания снизиться. Когда дело доходит до молитвы, они всего этого не имеют.

Проблема в лени. Такие люди не знают, то, что они теряют. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении тех, кто не соблюдает иша и фаджр молитвы: "Если бы одному из них было известно, что он найдет полезную еду или два хороших дела, он непременно бы пришел на молитву иша и фаджр" .


В целом, для того, кто искренне хочет, очистить свою душу от лицемерия, пусть держиться подальше от лени, будет активнее, использует на практике действия, изложенные в нашей религии, пусть приучает себя вставать вовремя на фаджр и помнит, что это несет великую награду от Аллаха.


Почему ты не встаешь на фаджр?


Один из жестоко кажущихся явлений и самым серьезным прецедентом предвещающим о надвигающейся опасности и наказании это намеренное оставление утренней молитвы. Имеются основания опасаться, и я призываю к рассмотрению наиболее актуальных вопросов. С нашей стороны требуется немедленное выяснение причин и лечение его симптомов.


Является фактом, что все большее число мусульман сознательно избегают утреннюю молитву в мечети и выполняют ее в другое время. Это может быть связано с тем, что человек долгое время часов в ночное время занимается развлечением в интернете, играми на компьютере и др. Праведные предшественники рано ложились, чтобы застать утреннюю молитву. Их двери закрывались сразу после молитвы иша, они делали легкий ужин, чтобы проснуться на утреннюю молитву бодрыми. Вот почему они вели счастливый, мирный и здоровый образ жизни, поэтому они действительно чувствовали настоящий вкус утренней молитвы.


Появление современной цивилизации испортили наши религиозные ценности. В результате, мы стали лениться; наши тела обросли жиром и кожа стала дряблой, мы двигаемся не так часто, готовы лечь спать в любое время и не заметить как наступило время молитвы.


В настоящей статье предприняты попытки, которые могут оказать помощь нам, чтобы мы могли проснуться на молитву фаджр и я надеюсь они нам помогут, с помощью Аллаха.


Вот несколько советов по моему мнению, которые могут облегчить выполнение утренней молитвы:


Первый: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рано ложился, и предостерегал ото сна перед выполнением иша молитвы и от разговоров после нее. Некоторые случаи были исключением, имам ан Навави, да помилует его Аллах, говорит: "Причина, почему не рекомендуется - страх, что это приводит к бодрствованию в течении долгого времени после нее, и что может вызвать сонливость и трудность соблюдения ночной молитвы или фаджра, в их разрешенное, предпочтительное и лучшее время. Тем, кто пренебрегает этими ограничениями, и не выполняют никакой полезной работы, и не имеют полезных целей, для них лучше, чтобы они оставили это и побоялись Аллаха. Однако, что касается полезной деятельности, таких как: стремление к знаниям, слушать лекции праведных людей, приступают к переговорам предназначенных для примирения людей, увещевание людей, указывание на полезные действия, им дозволены ограничения, приведенные в хадисе" .


Второй: Быть усердными в соблюдении адаба (хорошим манерам предписанных в Исламе) выполняемых перед сном, таких как: дуа (мольбы) перед сном, выполнение двух ракаатов добровольной молитвы после вуду (омовения). Также мусульманин должен попросить жену, родителей, чтобы разбудили его. Как только проснулся, ты не должен задерживаться лениво и долго в постели, чтобы не приобрести пороки лицемеров, которые приходят на молитву, показывая признаки лени и отсутствие энтузиазма.


Третий: Заполни сердце верой и добрыми делами. Как только вера поселяется в сердце, она вызывает у человека действия на совершение добрых дел и он непрерывно стремиться к благим делам, даже если трудно. Вера, как дерево, которое дает хорошие плоды, когда его орошают из ручейков хороших дел, в результате чего улучшается отношения, как в личном, так и с обществом в целом. Отсутствие таких ручейков или воды пропорциональна - вера начинает чахнуть и вянуть. Сердце очень чувствительно к внешним раздражителям, таким как избыток пищи или напитка или просмотрам или прослушиванию запрещенного. Поэтому вы должны защитить сердце от таких внешних соблазнов.


Четвертый: Нужно держаться подальше от актов неповиновения Аллаху, защищая глаза, язык, слух и все чувства от потакания желаниям, которые Аллах сделал запретными для нас. В качестве альтернативы, следует задавать себе вопросы, и выполнять действия, связанные с поклонением Аллаху, такие как: чтение Книги Аллаха, размышлять над существами, которых Аллах создал в этой Вселенной, чтение книг для приобретения знаний и т. д. Один из праведных предшественников, раннего поколения спросили о причине того, почему людям было трудно выстаивать добровольные молитвы ночью. Он ответил: "Ваши грехи сковали вас" . Без сомнения, грехи могут быть основной причиной для некоторых людей и поэтому неспособны пользоваться благами благочестия. Как Имам Ибн аль-Каййим сказал: "Грехи как раны и для некоторых, раны могут иметь летальный исход" .


Пятый: Помнить о великой награде за участие в утренней молитве в джамаате и своевременное ее выполнение. Усман ибн "Аффан рассказывал: "Я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "Тот, кто молился иша в джамаате (коллективно), подобен тому, как, если бы он молился половину ночи. Что касается того, кто молился фаджр в джамаате, подобен тому, кто молился всю ночь" (Муслим). Также, Бухари и Ан Насаи приводят хадис от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Про человека, который спал всю ночь до рассвета (без пробуждения на фаджр), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это человек, в чье ухо шайтан помочился" , или же он сказал, что "в оба его уха".


Имам аль Куртуби говорит: "Шайтан мочится и имеет половое сношение, а Аллах ведает лучше. Чтобы понять для себя справедливость этого утверждения, посмотрите на лица тех, кто пришел к своей повседневной деятельности, не помолившись фаджр в свое время, посмотрите на их лица в рабочее время. Вы наверняка попросите у Аллаха убежища. Но, в конце концов, что вы ожидаете от человека, которому в сердце шайтан помочился!".

Шестой: Плохие последствия возникают, в связи с отсутствием молитвы фаджр, таких как депрессивные состояния ума и потеря многих религиозных и мирских выгод, а также хорошего эффекта можно добиться в результате его выполнения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Шайтан связывает три узла на макушке каждого из вас во время сна. Он говорит, на каждый узел, который он связывает: "Долгая ночь перед вами, поэтому вы должны спать". Но если вы просыпаетесь и поминаете Аллаха Всевышнего один узел развязывается. Если вы совершите омовение другой узел развяжется. Если вы приступите к молитве последний узел развязывается. Таким образом, вы будете чувствовать себя утром энергичными и в хорошем настроении. В противном случае вы будете чувствовать себя в презренном состоянии и ленивым" (Рассказан Маликом, приведены в сборниках Бухарии и Абу Даудом).


Время после утренней молитвы полна добра и благословения. Ат-Тирмизи передал в своем сборнике, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах сделай благословенной моей общине ранее утро!". И всякий раз, когда он направлял армию в поход, он посылал их в начале дня, ранним утром. Сакр был купцом, который всегда посылал свой товар рано утром, таким образом, стал богатым. То есть, поэтому мы находим ремесленников и торговцев, использующих это время. Есть много преимуществ для здоровья, полученные от пробуждения для утренней молитвы. Например, самый высокий процент озона в атмосфере регистрируется на рассвете. Затем он постепенно исчезает, пока полностью не исчезнет до восхода солнца. Этот газ имеет очень благотворное влияние на нервную систему, это оживляет мозг и питает энергией мышцы, также человек вдыхает прекрасный ветер зари, известный как рассветный ветер, он будет испытывать удовольствие, не имеющий аналогов в любое другое время дня или ночи.


Седьмой: Не теряйте времени, очистить себя от лицемерия. В связи с тем, что трудно вставать на молитву фаджр, можно смело сказать, что человек имеет твердую веру и свободен от лицемерия. Именно поэтому в хадисе от Бухари и Муслима, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самой трудной молитвой для лицемеров, являются иша и фаджр молитвы. Если бы только они знали, что они теряют, они скорее пришли бы на них, даже если пришлось ползти на коленях" .


Один из достойных сподвижников Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, утверждал: "Действительно, кто пропускает их (то есть иша и фаджр молитвы) является лицемером". Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда мы видели человека отсутствующего на иша и фаджр молитвах, мы начинали подозревать его в лицемерии".


Если вы хотите оценить степень веры и правдивости человека, следите за его соблюдением молитвы фаджр. Если он проходит испытания, которые должны быть знаком, указывающим на силу его имана. Его правдивость в том, что ему удалось достичь наибольшей победы над собой и отказаться от удовольствия спать в постели. Если вы не видите этого в нем, это является показателем его слабости веры, черствости его сердца, и он пострадал от своих прихотей. Что же тогда говорить о том, кто утопает во сне и пропускает молитвы, и при этом чувствует себя комфортно, в то время как люди радуются совершением молитвы в мечети в джамаате, слушают Коран, прислушиваясь и задумываясь над каждым аятом от Аллаха, и становятся еще счастливее. Тот, кто предпочитает удовольствие от кровати, чем от удовольствия в общении с Аллахом, является реально проигравшим и понесшим убыток.



Пусть Аллах сделает их полезными. Хвала Аллаху Всевышнему, с самыми прекрасными атрибутами и благодарность Аллаху за Его милость к нам. Воистину Он Господь всего сущего.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.