Парафазия. Вербальные парафазии Парафазия в логопедии

Нарушение экспрессивной речи (моторная афазия) . Беглость речи определяется скоростью, качеством и легкостью речевой продукции.

В случае нарушения беглости речи вербальная производительность ограничена (> 50 слов/мин.), длина фраз уменьшена (от одного до четырех слов в одной фразе), речевая продукция затруднена, артикуляция часто бедная и мелодичность речи (просодия) нарушена. При нарушении беглости речи говорящий часто предпочитает использовать имена существительные и глаголы, опуская небольшие соединительные слова («телеграфный» стиль речи).

Напротив, при беглой речи вербальная производительность значительная (и иногда может быть даже более обильной, чем обычно), длина фраз нормальная, речевая продукция не затруднена и мелодичность речи не нарушена.

Анатомические соотношения . Нарушение беглости речи указывает на поражение речевого центра в лобной доле кпереди от роландовой борозды. Беглая речь указывает на интактность данного центра. В. Нарушение понимания речи (сенсорная афазия).

Нарушение способности понимать устную речь варьирует от полного непонимания простых выражений, состоящих из одного слова, до скрытого нарушения способности воспринимать полный смысл сложных выражений. При неформальной беседе больной с афазией часто пользуется жестикуляцией, интонацией речи и окружающей обстановкой для дополнения понимания содержания своих выражений. Врач может недооценить степень нарушения понимания речи, если ему не удастся определить степень нарушения понимания больным речи без невербальных подсказок.

Анатомические соотношения . Нарушение понимания отражает повреждение височно-теменных речевых зон позади роландовой борозды. Сохранность понимания указывает на интактность этих зон. (Понимание грамматических конструкций является важным исключением из этого правила. Аграмматизм связан с поражением речевых зон в нижней лобной извилине).

Расстройство повторения.

Повторение в устной речи лингвистически и анатомически является особой функцией, У большинства больных нарушение повторения происходит параллельно с расстройством других речевых функций. Однако относительно изолированное нарушение повторения иногда может быть доминирующим клиническим симптомом (кондуктивная афазия). У других больных повторение может быть сохранено, несмотря на выраженное нарушение спонтанной речи (транскортикальная афазия). Иногда у таких больных обнаруживается эхолалия - отчетливая тенденция к повторению всех услышанных фраз.

Анатомические соотношения. Нарушение повторения указывает на повреждение речевой зоны вокруг сильвиевой борозды. Сохранность повторения свидетельствует об интактности этой зоны.

Парафазии.

Подмена нужного слова неправильным называется парафазией .
Литеральная или фонематическая парафазия характеризуется искажением только части слова, например, когда вместо «ручка» пациент произносит «тучка» или «кучка».

При вербальной или глобальной парафазии необходимое по смыслу слово целиком заменяется неправильным, например, когда «яблоко» становится «апельсином» или «велосипедом». При семантической парафазии необходимое по смыслу слово и его замещающее принадлежат одной семантической группе («апельсин» и «яблоко»). Беглая речь, засоренная большим количеством вербальных парафазии, называется «жаргонной».

Парафазия-неологизм наблюдается, когда совершенно новое слово, не входящее в словарный запас говорящего, подменяет необходимое по смыслу.

Анатомические соотношения . Парафазии могут появляться при локализации очагов повреждения в любых отделах речевой зоны и не имеют важного топико-диагностического значения. Фонематические парафазии наиболее характерны для поражения лобных речевых зон, в то время как глобальные парафазии - для височно-теменных.

Затруднения в подборе слов (аномия).

Подбор необходимого слова из словарного запаса почти всегда страдает при афазии. У больных может достаточно часто наблюдаться заикание при спонтанной речи во время подбора слов.

Многоречивость обнаруживается, когда больные говорят «вокруг да около» слов, которых они не могут подобрать, давая этим словам длинные определения или описания.

Анатомические соотношения . Затруднения в подборе слов появляются при локализации очагов повреждения во всех речевых зонах доминантного полушария и имеют незначительное топико-диагностическое значение.

Чтение и письмо.

В большинстве случаев афазии нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия) наблюдаются параллельно с расстройством восприятия и продукции речи. Иногда может возникнуть изолированное расстройство чтения, письма или обеих функций при сохранной речи.

Анатомические соотношения . Корковые центры чтения и письма располагаются как в речевых зонах вокруг сильвиевой борозды, так и в дополнительных функционально-специализированных зонах. Для осуществления функции чтения необходим высокий уровень процессов зрительного восприятия в затылочной и нижней теменной долях коры головного мозга. Письмо зависит от зрительного обеспечения нижней теменной доли и моторной производительности лобной доли.

Парафазия – это расстройство речи, характеризуется утратой смысла речи, нарушением ее грамматического строя, неправильным использованием звуков и слов, их искажение. Входит в группу симптомов различного вида афазий.

Афазия – это системное нарушение уже развитой речи из-за локальных поражений головного мозга. Причинами афазий являются нарушения кровообращения головного мозга, травмы, опухоли или инфекционные заболевания головного мозга.

В некоторых источниках встречаются также термины парафразия или баттаризм и используются как синонимичные, но логопедами эти термины разделяются. Парафразия – это нарушения темпа речи, прежде всего. Речь больного поспешна, в словах много ошибок, первоначальный смысл фраз утрачивается при этом и плохо понимается окружающими. В речи сильно нарушается синтаксис.

Больные, заменяя одни слова другими совершенно не осознают своих ошибок речи и не замечают, что их высказывания непонятны окружающим. При парафазии люди могут произносить слова, но употребляют их неправильно. Академиком Бехтеревым это явление описывалось как транскортикальная парафазия . На анатомическом уровне это происходит из-за того, что сигналы ЦНС не доходят до корковых речевых центров, происходит перерыв между проводниками. Вследствие этого утрачивается функция регуляции и контроля речевых проявлений при сохранном корковым моторном центре.

Двигательный речевой центр можно искусственно активизировать при этом. Так как он не может работать только из-за перерыва между проводниками сигналов. То есть если больному подсказать начало слова, он в состоянии будет его продолжить. Это возможно при транскортикальной афазии. При корковой афазии это невозможно. Так как в этом случае поврежден двигательный речевой центр.

Парафазия как патология речи является скорее следствием развития различного вида афазий. А не отдельным нарушением речи. Специалисты обычно разделяют эту патологию на три вида:

  1. Вербальная парафазия рассматривается как употребление неправильных слов.
  2. Литеральная парафазия представляется собой использование в речи неправильных отдельных звуков в словах.
  3. Зеркальная парафазия характеризуется воспроизведением слов в середине справа налево.

Успех борьбы с парафазиями будет зависеть от первичного нарушения (вида афазии) и степени сохранности работы отделов головного мозга, отвечающих за развитие речи и ее отдельные процессы.

Вербальная парафазия . Является частым «спутником» акустико-мнестической афазии. В этом случае больные заменяют слово другим, исходя из контекста общей фразы. Например, словао стул заменится словом стол. Или наоборот. Но выбор слова по контексту диктует необходимость отбора среди близких по нескольким признакам слов, но все же разных по смыслу. Также вербальная парафазия характеризуется нарушением механизма отбора нужных слов.

Пациенты легко заменяют одно слово другим исходя из контекста, но без осознанного выбора среди нескольких слов, подходящих по контексту – например, вместо слова чемодан используют слово шкаф, опираясь только на общие признаки между этими предметами – в них можно складывать вещи, к примеру. Или «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху» (из учебника по логопедии). Сама по себе вербальная парафазия не является отдельным нарушением и не проявляется отдельно в чистом виде. Больные неправильно употребляют местоимения, существительные, глаголы.

Литеральная парафазия . Больше свойственна для сенсорной афазии и моторной афазии. Больные заменяют отдельные буквы в словах на другие, иногда схожие по звучанию (б на п, з на с и т.д.), либо похожие по способу произношения (н на л). Возможны пропуски звуков, добавление новых. Нарушения наблюдаются при письменной и устной речи, повторении слов по инструкции. Например, голос – колос, голс, холос и т.д. Э.С. Бейн считал, что литеральная парафазия является симптомом начального этапа восстановления.

Зеркальная парафазия . В данном случае слово дробится на три части – первая и последняя произносятся правильно, а средняя справа налево. Иногда зеркальность проявляется в начале слова (пакет – капет). Больной часто даже такие свои слова читает правильно и никак не может понять в чем его ошибка.

Общая картина парафазий

Речь больных отличается неразборчивостью. Они быстро говорят, но в процессе говорения пропускают слова, в словах звуки и т.д. Рассказ длиною в десять предложений они укоротят до 4-5. Объем кратковременной памяти часто снижен – из 10 предъявленных слова воспроизводят 3-4, хотя нормой считается 7, некоторые люди могут запомнить больше слов после первого предъявления. Пациенты страдают от серьезных нарушений дикции, дыхание у них часто сбивается. Бывает, что повторяют услышанные слова или фразы. Больному с большим трудом удается подбирать для выражения своих мыслей слова, выстраивать фразы и предложения. Темп речи нарушен. Скорость говорения растет, а качество воспроизведенной речи ухудшается.

Парафазии редко бывают в чистом виде, чаще у больного их несколько форм, с различной степенью выраженности. В легких формах парафазия форму фраз искажает в меньшей степени, чем общий смысл высказываний. Плохо контролируются физические процессы звукопроизношения. Концентрация внимания снижена, из-за этого человеку плохо удается выстраивать синтаксически правильные предложения. Иногда праворукие больные начинают вдруг писать левой рукой, делая это спонтанно и неосознанно, сделать это осознанно они отказываются и не понимают зачем это делать.

Возникновение парафазии и ее характер выражения, особенности построения речи зависят напрямую от ситуации, в которой находится человек и от общего смысла слова, какой вкладывает в него больной. Например, если он находится в комнате, где есть провода, он может воспользоваться словом «кабель», вместо провода. Больные затрачивают много усилий на построение своей речи, они часто слишком внимательно прислушиваются к высказываниям окружающих и пытаются говорить сами правильно. При моторной афазии парафазии больных обычно устойчивы, повторяются многократно. При сенсорной наоборот, одно слова может произноситься в различных вариациях. Механизм парафазий изучается в зависимости от ситуации и нахождения в ней больного. Сложные фразы плохо поддаются больным, они их стремятся укоротить и упростить. Спонтанная речь парафазикам удается лучше, чем целенаправленные ответы на вопросы.

Лечение парафазий

Для начала необходимо понять причину возникновения парафазии, чтобы с учетом этого выстраивать коррекционную работу. Важна первичная индивидуальная диагностика речи больного. В ходе нее выясняется глубина нарушений, особенности речи, основные трудности в речи. При работе нужно создать спокойную обстановку, больные с парафазией очень беспокойные. Важно бороться с их торопливостью в речи, так как из-за нее качество речи существенно снижается. Деление парафазий на литеральные и вербальные чисто условно, зачастую у больного в речи наблюдаются оба вида, переплетаясь в одной фразе.

Работа по восстановлению речи в логопедии выстраивается на основе сохранных функций речи. Нарушенные функции восстанавливают постепенно. Иногда после значительного прогресса можно наблюдать видимое ухудшение – больной начинает почему переставлять буквы в слове, при этом свое состояние описывают как спутанное, стремятся сделать быстро и правильно, но даже сами пациенты сами рассказывают, как в их голове происходит смешение и перестановка букв.

Постепенно преодолевается вербальная парафазия путем записи логопедом слов, проговариваемых больным неправильно, тщательно изучается механизм построений парафазий. Потом эти слова многократно повторяются при помощи специальных упражнений. Обсуждаются отдельные слова, группы слов по категориям, их признаки и т.д. Важно восстановление письменной речи через построение небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Звуко-буквенный анализ слов важен при работе по восстановлению чтения и последующей отработки правильного произношения путем многократного произношения слов. Так преодолевается литеральная парафазия и тренируется слуховая, зрительная память, фонематический слух. В любом случае, работа и подбор логопедических методик зависит от индивидуальных нарушений больного.

Вербальные парафазии

Темп речи

Произношение речевых звуков

Называние

Называние практически отсутствует, подсказка
и контекст почти не помогают 3

Возможно называние ограниченного числа ре-
альных объектов, их изображений и действий.
Подсказка помогает не всегда, длительные поиски
слова, искажения, литеральные парафазии 2

Называние предметов и действий возможно, от-
мечается поиск первых букв слова, подсказка по-
могает, увеличение времени припоминания слов.
Затруднения при назывании более редко употреб-
ляемых объектов и действий 1

Называние практически сохранено О

Отсутствие звуковой продукции. Невозможность про-
изношения изолированных артикулем даже сопряженно 3

Грубые артикуляторные искажения в процессе
речи, затрудняющие ее понимание. Деформация
в произношении изолированных артикулем 2


Деформация отдельных артикулем, нередко

придающая речи «иностранный» акцент 1

Нарушения отсутствуют О

9. Усилия, напряжение в речи, запинания,
дезавтоматизация речи

Грубое напряжение всего речевого аппарата.
Слова произносятся замедленно, с усилием. По-
вышается в момент речи тонус лицевой, шейной
мускулатуры, языка и губ 3

Умеренное напряжение мышц. В речи отмеча-
ются усилия, запинания 2

Нарушения отсутствуют О

Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный,
трудно тормозимый поток речи; речь медленная,
частые и длительные паузы 3

Склонность к многоречивости в речевом об-
щении, речь больного трудно ограничить рамками
высказывания. Речь замедленная 2

Склонность к логорее-ускоренности (замедленно-
сти) выявляется только в процессе развернутой бе-
седы 1

Нарушения отсутствуют О

11. Просодии (интонация, ритм высказывания,
ударение, мелодика речи)

Речь монотонна, нарушены ритм высказывания
и мелодика русской речи. Невозможно выделение
отдельных ее эмоциональных категории (удивле-
ние, радость, грусть, обида, требование и пр.) 3

Интонация в речи имеется, но не соответствует
смыслу высказывания, отмечается неправильная
расстановка акцента в предложений 2

Те же нарушения, но слабо выраженные 1

Нарушения отсутствуют О

Преобладание в речи вербальных парафазии,

относящихся к разным понятийным группам, к

Вербальные парафазии отражают существенным
признак данной ситуации; часто вербальные за-
мены относятся к одной понятийной группе 2
Вербальные парафазии редки 1
Отсутствуют О



Преобладание грубых нестандартных литераль-
ных парафазии 3

Литеральные парафазии (стандартные и нестан-
дартные), для которых характерны замены одних
звуков другими, перестановки звуков внутри слова,
пропуски звуков, добавление лишних звуков.
Встречаются при назывании, повторении и в спон-
танной речи 2

Те же признаки, но слабо выраженные 1

Отсутствуют О

14. Понимание ситуативной речи и словесных
значении

Полная или почти полная невозможность пони-
мания ситуативной речи, простых команд и жестов 3

Нарушение понимания ситуативной речи, глав-
ным образом, по отношению к малозначимым
для больного темам и нарушение понимания ча-
сти простых команд, в особенности при переходе
на новое задание 2

Затруднение понимания ситуативной речи и про-
стых команд выступает только в особых условиях:
при быстрой речи, отвлечении внимания больного 1

Нарушения Отсутствуют О

Замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии - и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной. При различной локализации поражения литеральная парафазия - приобретает характерные черты. Так при сенсорной афазии замена осуществляется фонематически близкими звуками или буквами (""с"" заменяется на ""з"", ""б"" - на ""п""). При афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по способу произношения (""л"" - на ""н"", ""м"" - на ""б"").

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Литеральная Парафазия" в других словарях:

    литеральная парафазия - Этимология. Происходит от лат. littera буква и греч. para возле, около + phasis речь. Категория. Нейропсихологическое нарушение. Специфика. Замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии и проявляющаяся как в устной речи, так и… …

    парафазия - (от греч. para возле, около, phasis речь) замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную. При локальных… … Большая психологическая энциклопедия

    Парафазия - (от греч. para «возле, около» и phasis «речь») – неправильное употребление отдельных звуков или букв в устной или письменной речи, смешение элементов слов, разных слов в результате волнения, рассеянности или болезненного характера. Да, вы только… …

    парафазия литеральная - замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной. При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты. Так, при афазии сенсорной происходит замена… … Большая психологическая энциклопедия

    Парафазия - (пара + греч. phasis – речь). Искажение отдельных элементов речи – замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (П. вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (П.… … Толковый словарь психиатрических терминов

    - (р. litteralis; лат. litteralis буквенный) П., характеризующаяся пропуском, заменой, перестановкой или повторением отдельных звуков в словах … Большой медицинский словарь

    РЕЧИ РАССТРОЙСТВА - (англ. speech disorders) распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение нормального развития речи у детей, вызванные различными заболеваниями. Р. р. возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой… … Большая психологическая энциклопедия

    афазия - (от греч. а отрицат. частица и phasis проявление) нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в… … Большая психологическая энциклопедия

    Реверсирования ошибки - – ошибки при чтении и в письме, характеризующиеся перестановкой символов. Синоним: Парафазия литеральная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕТЕРОТРОФНЫЕ РАСТЕНИЯ - (от греч. heteros другой и trepho питаю), растения, неспособные использовать С02 как источник С для построения органического вещества и нуждающиеся поэтому в питании органическими соединениями. Противополагаются автотрофным растениям, которые… … Большая медицинская энциклопедия

замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, б - п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т. е. близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуком н, м - б или п и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия). Восстановление высших психический функций - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьв, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, Н. Н. Трауготт и др.). Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А. Р. Лурия и его учениками (Д. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности, роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение эмоциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации, которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется на общих теоретических представлениях А. Р. Лурия о системной психологической и мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы комплексной нейрореабилитации, разработанной В. М. Шкловским и его сотрудниками и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России. Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. и их применения на практике связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологических методов В. в. п. ф.