Нарисовать рисунок на что похожа буква й. Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук (й), буква Й, й". Веселые стихи про букву Й для детей

Тема: «Звук /Й/. Буква Й. /1 класс /

Цели и задачи урока:

1.Продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи.

2.Воспитывать внимание к слову, любовь к родному языку.

3.Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обогащать словарный запас.

Оборудование: пособие «Город букв», набор элементов для составления буквы Й, «Занимательное Азбуковедение», набор карточек для работы в парах.

Ход урока:

Организационный момент

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станет вчетверо умней. (Книга)

-Почему так говорят: «Испокон веков книга растит человека».

-С древних времен книга помогает людям стать умными, знающими, грамотными. Книга растит наш ум, увеличивает объем наших знаний.

- А как же мы должны беседовать с книгой ? (читать)

Сообщение целей и задач урока

Итак, мы продолжаем путешествие по городу букв. И сегодня мы познакомимся с новой буквой. С какой?.. Вы узнаете, если выполните первое задание.

Мы будем играть со словами. А вы определите какой одинаковый звук в этих слова?

- Чем похожи буквы И и Й? (написанием)

- А одинаковую ли работу выполняют эти буквы?

- Какая работа у И? А у Й?

Краткое и – эта буква с секретом,

Хоть и похожа на и, но при этом

И-и-и можно долго тянуть, даже петь,

Й тебе спеть ни за что не суметь.

Вывод: Какую работу выполняет буква Й?

Игра « Кто внимательный»

- Хлопните в ладоши, если услышите звук /й/ в словах:

лиса, чайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, чай, имя Дмитрий.

- Итак, какую работу выполняет буква Й?

Физминутка

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

- Может ли буква Й образовывать слог? Почему? А буква И?

Докажем:

Скажи. Кто дала так боится,

Как палки – пес,

Как камня – птица. (Лентяй)

- Звуко – буквенный разбор слов лентяй – лентяи

- Посмотрите на схемы внимательно. Почему в слове лентяй два слога, а в слове лентяи – три?

- Итак, может ли буква Й образовать слог? Почему? А буква И?

Самостоятельная работа (в парах)

Раздели слова на слоги

Попугай – попугаи

герой – герои

урожай – урожаи

сарай – сараи

каравай – караваи

трамвай - трамваи

Вывод: Почему буква Й не образует слог?

- Чем отличаются буквы И и Й?

- Куда мы поселим Й в город букв?

- Буква Й – буква с секретом, потому что Й в начале слова встречается редко:

ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ

- Идеал ее внимания – середина и конец слова.

(Обращаю внимание: буква Й, а не звук /Й/)

Тренировка в чтении слогов и слов с буквой Й

АЙ ОЙ ЕЙ АЙ

МАЙ МОЙ ЛЕЙ ЛАЙ

В каком из этих слов скрыто два слова?

Мой руки. Мой карандаш . (картинки)

- Вот какие тайны скрыты в нашем языке. Слова могут писаться одинаково, а значения у них разные.

- Чтение слов с буквой Й в середине слова:

майка - Чем похожи эти слова ?

гайка - Какое слово лишнее? Почему ? (линейка – три слога)

лайка - Назови пары слов, в которых произношение отличается

лейка одним звуком .(мойка-майка, лайка-зайка)

рейка - В каком слове звук /й/ можно заменить на /и/, чтобы получилось

змейка новое слово ? (зайка – заика)

- А теперь послушайте сказку «Два хвоста»

«Занимательное Азбуковедение» с.141

Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и мА-а-аленьким -маленьким хвостиком.

И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.

Вот тут-то и начались чудеса…

Зверь вдруг заговорил!

Бе – бе – безобразие! – сказал он.

Почему безобразие?

Ко – ко - конечно! – рассердился зверек.

Мальчик удивился:

В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…

Му – му – мучитель ты, вот кто! – замычал зверек. – Что ты со мной сделал!

Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?

Нет, узнать можно.

Так в чем же дело?

Зачем меня за-за –заикой сделал? Я не заика, я – зайка!

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И.

И зверек перестал заикаться.

Спасибо, - сказал он. – Теперь каждый скажет, что я – зайка!

- Так что же может произойти, если у буквы Й забыть приписать хвостик?

(Другое слово или ошибка)

- Сделайте так, чтобы в первом слове было два слога, а во втором – три.

/Зайка – Заика/

- Какого зверька нарисовал мальчик ? (зайку)

Работа по развитию речи

Зайка - ….Какой он ? (косой, длинноухий, маленький, серый, трусливый, пугливый, боязливый)

- Как зайку можно назвать по другому ? (зайчишка, зайчонок, заинька, зайчик)

- А может ли зайчик прыгать по стене?

По квартире зайчик

Прыгает как мячик:

По кровати,

По стене…

И по шкафу,

И по мне…

Ух, какой прыгучий

Этот солнца лучик!

- Так что же означает слово зайчик?

Зайчик - лесной зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами.

Зайчик – лучик солнца (света)

- Так вот, два слова пишутся одинаково, а значение у них разные.

- Солнечный зайчик любит играть. Давайте и мы поиграем.

Физкультминутка

- Игра «Угадай кто это?»

1. Серый, злой, голодный.

2. Бурый, косолапый, неуклюжий.

3. Усатый, полосатый, хвостатый.

Составить пары слов (работа в группах)

чай холодный

край родной

клей обойный

змей воздушный

ручей узкий

иней серебристый

попугай красивый

улей большой

урожай богатый

рой пчелиный

чайник электрический

сарай старый

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?(какой)

- Эти слова делают нашу речь красивее, ярче, богаче.

Подведение итогов урока

- С какой буквой познакомились?

- Какую роль выполняет буква Й?

- Сколько звуков / й / в слове: стройка, строитель, крайний.

- Найдите ее среди других букв и обведите:

А, е, у, и, н, т, ы, ц, п,л, ш, м, й, ч.

- Исправь ошибки:

Краи

Сараи

Клеи

Соловеи

Муравеи

Обои

Василии

Учишколы:

Г. Санкт – Петербурга

Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей - звук [й’] в конце слова (рис. 1).

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит -

Клювом хватает.

Чайка - звук [й’] в середине слова (рис. 2).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Отвечайте…

Соловей - звук [й’] в конце слова (рис. 3).

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка - звук [й’] в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Вертишейка ()

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра - звук [й’] в середине слова (рис. 5).

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай - звук [й’] в конце слова (рис. 6).

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка - звук [й’] в середине слова (рис. 7).

Шум и гам по всей округе,

Птицы мечутся в испуге.

Появился в небе хищник,

Чем полакомиться, ищет.

Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Йод ребёнок знает каждый.

Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог (рис. 11).

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

Рис. 12. Йоркширский терьер ()

Рассмотрим, как пишется буква Й.

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии .

Букву Й зовут И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Перекладинка прыг-скок

И легла наискосок.

Изменилась Н внутри,

Получилась буква И.

А потом над буквой И

Птичка пролетела,

Стать Й (И краткой) буква И

Сразу захотела.

На что похожа буква Й?

Встало И под фонарем,

Мы его не узнаём.

Изменилось - посмотри

На него украдкою.

Раньше было просто И,

А теперь Й (И краткое).

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

Какой котёнок (рис. 14)?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Какой рюкзак (рис. 15)?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Рис. 15. Школьный рюкзак ()

Какой арбуз (рис. 16)?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

До чего же

Мы похожи!

Общие у нас черты,

Ты - как я,

А я как - ты.

Мы похожи, как птенцы.

Может быть, мы близнецы?

Рис. 17. Письменная и печатная буква И ()

Рис. 18. Письменная и печатная буква Й ()

В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

Потренируйтесь написать букву Й.

Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей

А там полно друзей:

Рыжий,

Серый,

Полосатый,

И бескрылый,

И крылатый,

И безрогий,

И рогатый,

И бесхвостый,

И хвостатый…

Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

А теперь напишем небольшой диктант.

Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

Напишите заглавную букву Н.

Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

Рис. 19. Проверь себя

Домашнее задание

1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я


8. /Азбука - Стихи/На что похожа буква Ж.doc
9. /Азбука - Стихи/На что похожа буква З.doc
10. /Азбука - Стихи/На что похожа буква И.doc
11. /Азбука - Стихи/На что похожа буква Й.doc Ее поди-ка. Вся в колючках, будто еж, Потому и ежевика. Ежевика, е
А столба наискосок, А
Буква б проснется рано. Буква б - б
Вно букву в алена Держит Трубку телефона. В
Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ног
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква И?
На что похожа буква
скачать doc

Й

- 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я - зайка!

На что похожа буква

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.
(Е. Тарлапан)

Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом!
(В. Лунин)

Я надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари -
Станет краткой
Буква И.
(А. Шибаев)

Тополь над горой стоит.
Птичка к тополю летит.
(Г. Виеру)

Фонетическая зарядка.

Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

Кто внимательный?

Запомните слова с и, которые встретятся вам в сказке. Что вы знаете о й-о г а х?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел амороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не
пить.
- Надо попробовать!-решил Мыша.-Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:
- Ой-е-е-е-ей!!!
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает:
«Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».
(Г. Юдин)

Узнайте звук.

Хлопните один раз в ладоши , если услышите [и] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Кто больше? Придумайте слова со звуком [и] в начале (йод), в середине (майка), в конце (май).

Сказка про Й

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные глас-
ные тоже получили по звуку.
Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,- размышляло оно, слушая, как гласные совещаются.- Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
- Знаешь что? - говорят ему.- Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.
- А мне,- говорит,- эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
- Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные.
- А что, разве нельзя?
- Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
- Я согласный!
- Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные.
Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало:
- Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный.
Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь.
- До свидания,- говорят,- ищи себе работу по нраву. Без работы в алфавите не проживешь.
Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии.
С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному Л в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного.

Два хвоста
Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и ма-а-аленьким-маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.
Вот тут-то и начались чудеса...
Зверек вдруг заговорил!
- Бе-бе-безобразие! - сказал он.
- Почему безобразие?
- Ко-ок-конечно! - рассердился зверек.
Мальчик удивился:
- В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь...
- Му-му-мучитель ты, вот кто! - замычал зверек.- Что ты со мной сделал?..
- Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
- Нет, узнать можно.
- Так в чем же дело?
- 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я - зайка!
Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
- Спасибо,- сказал он.- Теперь каждый скажет, что я - зайка!
(А. Шибаев)

Не гласная, не согласная
Заскучали буквы в алфавите.
- Споем? - сказала одна своей соседке.
- Я не умею,- грустно сказала та.
- А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
- Й...Й...Й...
- И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
- Я не гласная.
- Согласная, что ли?
- И не согласная.
- Кто же ты?
- Я...я - полугласная.
А такие разве бывают?
Одна я такая...
Ну, и кому ж ты, полугласная, нужна?
Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
Стой - жалко, что ли.
Не «стой», а «стой». Вот я и пригодилась!
Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
Сама догадайся...
(А. Шибаев)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Веселые стихотворения

Йод хороший,
Йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -
Чуть завидев с йодом склянку
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Загадки

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.
(ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Пословицы

Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.

Новых друзей наживай,
А старых не теряй!

Всяк свою работу делай,
На другого не кивай.

Фольклор, потешки
Щ е н о к
Мы играли в «каравай»,
Кого любишь, выбирай.
Каравай был невысок,
Третий шел ему годок.
Он играть не умел,
На пол сел и заревел.

Считалки

Крутим прыгалки быстрее -
Выбегаем веселее.
Ты прыжки свои считай,
Зацепился - вылетай.

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей - говори поскорей,
Не за-ду-мы-вай-ся!

Цель занятия: изучаем букву Й, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Й, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Й по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Попугай Йогурт Йог

  1. Послушай, пожалуйста, слова (выделяйте голосом последний звук): мой, твой, дикий, добрый, умный.
  2. Какой звук есть во всех этих словах?
  3. Какой звук есть и в слове ПОПУГАЙ, и в слове МАЙКА?
  4. В начале, в конце или в середине слова звук [Й] в слове ПОПУГАЙ? - МАЙКА? - ДАЙ? - АЙБОЛИТ?

Когда мы произносим звук [Й], кончик языка - за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу. Произнеси: ЙЙЙ. Спинка языка поднимается к нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Й].

  • Гласный или согласный звук [Й]?
  • Звонкий или глухой?
  • Почему?
  • Рассмотри букву Й. На какую букву она похожа?

Буквы похожи, а звуки совсем разные: [И] - гласный, а [Й] - согласный звук.

Повтори: ЗАЙКА. Какой первый слог в этом слове?
А какой в этом слове второй слог?

Аналогично - со словами МАЙКА, УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРАМВАЙ, АЙБОЛИТ.

Прочитай слова:
мой, май-ка, ум-ный, доб-рый, крас-ный, ге-рой, зай-ка, глу-пый, силь-ный, зе-лё-ный, за-бав-ный, трам-вай.

Задание: печатная буква Й для дошкольников

Рассмотри букву Й. Нашили букву Й в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (трамвай).

Что мы пели, угадай?
Кара… (вай).
Что нам пели, угадай? Баю… (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц… (май).
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
- Надо попробовать! - решил Мыша.
- Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Загадки для детей на букву Й

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица?
(Лентяй)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
- Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной!
Ой-ой-ой, бедный!
(Е. Благинина)

Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ.
- Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! - сказал АЙ-АЙ.
(Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой!
Старый, будь как молодой!
(В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей:
Вот горностай, вот - воробей.
(Е. Григорьева)

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай -
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?
…Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».
(С. Маршак)

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей.
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.