Можно ли питаться правильно в школе. Горячее питание в школе: цели, средства, новые санитарные нормы. Его величество – режим питания

Одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания. Организация питания в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с законом "Об образовании", уставом школы и другими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Период школьного обучения детей характеризируется интенсивными процессами роста детского организма, поэтому нарушение питания может привести к серьезным отклонениям в функционировании всех систем организма ребенка. Кроме того, голодный ребенок не сможет нормально усвоить учебный материал, поскольку все его мысли будут связанно только с едой. Вот почему одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания. Организация питания в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с законом "Об образовании", уставом школы и другими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Каким должно быть питание школьника?

При хорошо организованном питании в школе учащийся получает в столовой горячий завтрак и обед. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часа. Поэтому лучше всего, если ребенок получит первый легкий завтрак дома, в школьной столовой он сможет восполнить силы вторым завтраком и обедом, а после занятий скушать полдник и ужин. Если ребенок после занятий посещает группу продленного дня, то школьное питание включает в себя и полдник.

Пищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, разнообразным и удовлетворять энергетические потребности детского организма. При составлении меню обязательно необходимо учитывать потребности детского организма, связанные с его развитием и ростом, с повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, с изменениями условий внешней среды и т.д.

Организация полноценного питания в школе во многом зависит от педагогов. Именно они отвечают за четко организованный прием пищи школьниками, и следят за тем, чтобы ученики получали горячий завтрак или обед в одно и то же время и ели не спеша. Необходимо также отметить, что даже если школьное питание организовано очень хорошо, это не гарантирует того, что ребенок будет кушать в школьной столовой. И на это есть несколько причин.

Ребенок не хочет кушать в школьной столовой: что делать?

Одной из самых распространенных причин отказа ребенка от школьной еды является его разборчивость в еде. Необходимо понимать, что школьное меню разрабатывается без учета вкусовых предпочтений именно Вашего ребенка. И если Вы, при планировании рациона ребенка, исключали из него те блюда и продукты, которые ему не нравятся, то в школе этого никто делать не будет. Поэтому специалисты рекомендуют еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тому, что кушать нужно не только вкусные, но и полезные продукты.

Другой, не менее распространенной причиной отказа от школьного питания является пищевая аллергия и различные заболевания ребенка. Если Ваш ребенок страдает аллергией на некоторые пищевые продукты, то далеко не вся еда в школьной столовой ему подходит. А при некоторых заболеваниях (диабет, гастрит и т.д.) необходимо придерживаться определенного рациона питания, который в школе не всегда может быть обеспечен. Поэтому очень важно заранее предупредить учителя о любых проблемах со здоровьем ребенка.

Что же делать, если ребенок не может или не хочет кушать в школьной столовой? Выход только один: давать ребенку еду с собой. Второй завтрак и обед, приготовленный дома, должен быть сбалансированным и вкусным. При этом "сухомятка" в виде бутербродов недопустима. Собирая еду в школу, обязательно включите в меню белковую пищу (рыба или мясо), злаковые (каша, хлопья), свежие фрукты и овощи, а также молочные и кисломолочные продукты. И не забудьте обеспечить ребенка достаточным количеством питья.

Кстати, если в классе Вашего ребенка многие дети отказываются от школьного питания Вы и другие родители, с согласия школьной администрации и классного руководителя, можете организовать мини-буфет. Для этого достаточно купить электрочайник и микроволновую печь, благодаря которым Ваши дети всегда смогут разогреть свои обеды и выпить горячего чая.

А как у них?

Проблема питания детей в школе остро стоит не только в наших образовательных учреждениях. И если мы еще только пытаемся найти возможность совместить в школьном обеде вкусовые качества, полезность и привлекательность, то японцы уже нашли выход. Им стал "бэнто" - однопорционная упакованная еда, которая широко используются в качестве школьного обеда, приготовленного дома. Традиционно для приготовления бэнто используются такие продукты, как вареный рис, рыба, сырые или маринованные овощи, омлет и т.д. Все ингредиенты красиво укладываются в одну коробочку, и представляют собой настоящее произведение искусства, в котором гармонично сочетается красота, удобство и полезность.

Похудеть – задача довольно непростая. А если еще и во время учебного года? Это еще сложнее! Но подумайте, во время учебного года вы будете заняты, а это – прекрасный способ оставаться активными и меньше есть. Следуя этим советам и уловкам, вы сможете добиться своих целей, а, возможно, вдобавок у вас даже появится желание учиться.

Шаги

Часть 1

Составить успешный, эффективный план

Выясните свой начальный вес, чтобы поставить цели. Начните взвешиваться, чтобы вы смогли отслеживать свои достижения. Сколько килограмм вы хотите скинуть? Помните, что в среднем ученица средних классов или старшей школы может сбросить не более 1 килограмма в неделю. Как только вы определились, какой вес является вашей целью и сколько килограмм вы бы хотели скинуть, вычислите, сколько времени вам понадобится, чтобы сбросить килограммы. Пришло время задуматься о конкретных целях.

Выберите подходящую диету. Все дело в том, что низкокалорийные диеты подходят не всем. Непросто подобрать нужную диету. Всего за неделю вы можете подорвать свое здоровье, бросаясь на все, что находится в пределах досягаемости. Думаете, низкоуглеводная диета дастся вам легко? А что, если просто вычеркнуть из своего рациона десерты? Или подобрать вегетарианскую диету?

Составьте план. Как только вы определились, что вам нужно сбросить вес, вам следует придумать, как это сделать. Вы будете сосредоточены на диете? Какой именно диете? И что насчет упражнений? Составьте основной план, в котором подробно укажете свое расписание упражнений и режим питания.

  • Примерное расписание упражнений: «Понедельник: 30-минутные упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы, 10-минутная растяжка/йога, 20-минутные силовые/тонизирующие упражнения; вторник: 20-минутные легкие упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы и ходьба; среда: отдых; четверг: 20-минутные легкие упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы и ходьба, 20-минутные силовые упражнения; пятница: 20-минутная растяжка/йога, 30-минутные упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы. И не забывайте, что плавание и танцы тоже учитываются.
  • Приобщите подругу. При участии друга все получается легче. Рядом с другом вы не только будете в хорошем расположении духа, но и будете чувствовать ответственность. Когда ваша подруга находится рядом, поедая салат с фруктами и собираясь выйти на пробежку, вы вряд ли слопаете пиццу, а затем отправитесь спать. Более того, вы (может быть) станете неразлучными подругами, столкнувшись с общими сложностями с потерей веса.

    • Теперь почти каждый «сидит» на какой-нибудь диете. Просто спросите своих друзей, не хотят ли они присоединиться к вам и сбросить пару кило – вы увидите лес рук. Вы не одни на поле боя, это уж точно.
  • Не забывайте отслеживать свои успехи. Технологии помогут вам следить за потерей веса; вы можете использовать приложение «MyNetDiary» на своем телефоне или другом мобильном устройстве, чтобы сохранить мотивацию.

    • Попробуйте взвешиваться пару раз в неделю, но не становитесь одержимыми. Этим вы лишь ухудшите положение, рискуя сорваться.

    Часть 2

    Изменить свой рацион и режим питания
  • Пейте воду. Вода, вода, вода: она должна стать вашим личным девизом. Всегда пейте как минимум 6-7 стаканов воды в день. Это очистит ваш организм и сделает кожу кристально чистой. Более того, она также может сдержать чувство голода, наполнив ваш желудок.

    • Всегда пейте воду (и будете меньше чувствовать голод!) и делайте 5-10 минутные перерывы между каждой процедурой, чтобы не утомиться слишком рано и предотвратить возможную тошноту, если вы будете слишком давить на себя.
    • Держитесь подальше от сладких напитков, которые вызывают выброс инсулина в кровь и содержат мало полезных питательных веществ. К ним относятся не только газированные напитки, но и соки, и модные кофейные напитки. И, несмотря на то, что с формальной точки зрения диетическая сода подходит вам лучше, вы заметите, что сбросили больше килограмм, когда смените диетическую содовую на воду.
  • Берите обед с собой. Детей во всех школах кормят недорого и вполне прилично. Это не поможет вам похудеть. Чтобы никто не решал, что вам есть, берите обед с собой. Вот что должно в него входить:

    • Много овощей
    • Немного пищи, богатой углеводами и пара ломтиков хлеба из цельной пшеницы
    • Такие фрукты как клубника или виноград
    • Источники протеина – курица, яйца, рыба, арахисовое масло или тофу
  • Исключите из своего рациона полуфабрикаты. Чтобы добиться стойкой потери веса и сохранить мотивацию и надежду на успех, вы должны отказаться от нездоровой пищи. Следует исключить из своего диетического рациона все, что находится в пакетах. Сырые и свежие продукты – неотъемлемая часть рациона тех, кто хочет похудеть; полуфабрикаты потеряли свои питательные вещества и полны сахара и солей, которые не нужны вашему телу. На самом деле, большая часть полуфабрикатов содержит в себе вещества, которые ваше тело даже не сможет распознать. В нездоровой пище, привезенной из-за рубежа, нет ничего хорошего.

    • Вместо того чтобы думать о том, как бы полакомиться чипсами или печеньями, похрустите горсткой орехов или ягод. Порой возникает желание просто что-нибудь пожевать, а не съесть.
  • Завтракайте. Если думаете, что пропуская приемы пищи, вы сможете влезть в эти узкие джинсы, вам стоит пересмотреть свою позицию. Ваше тело перейдет в режим голодания и начнет съедать питательные вещества, находящиеся в жировом слое. Позже, когда вы начнете есть, вы наберете больший вес, поскольку ваше тело постарается компенсировать то, что вы ему не недодали. Так у вас появится больше жира, чем раньше. Утренний завтрак поможет стимулировать ваш обмен веществ на целый день и придаст вам энергии, чтобы учиться, работать, а также правильно питаться И выполнять упражнения.

    Научитесь искусству контроля над размером порций. Чтобы убедиться, что вы не едите так, словно у вас есть скатерть-самобранка, обязательно следите за тем, сколько и что вы съели. Вот пара советов касательно уменьшения объема порций:

  • Временами стоит себя баловать и есть то, что вы любите. Когда диета начинает вас раздражать, перекусите чем-нибудь вкусненьким. Это могут быть темный шоколад, сладкий фрукт, несколько сушек или даже бокал красного вина. Отказ от всего , что вы любите – верный путь к беде. Вам следует чем-то себя поддерживать, чтобы двигаться дальше.

    • Многие люди верят в циклирование калорий. Суть в том, что в какие-то дни вы едите много, а в какие-то – мало, чтобы ваш организм не знал, чего ожидать. Другие люди едят все, что хотят, один день в неделю, а остальные шесть дней следуют строгому плану, и, таким образом, это помогает им дольше сидеть на диете. Так что не все здесь «построено на обмане». Фактически, это довольно неплохая идея.
  • Ешьте больше, но небольшими порциями. Пять приемов пищи вместо трех? Звучит слишком заманчиво, чтобы оказаться правдой. Но, согласно исследованию, еда часто является стабилизатором обмена веществ, что остановит вас от переедания. Так что ешьте завтрак, перекусывайте по утрам, обедайте, пейте чай после обеда и ужинайте. Конечно, все это в небольших порциях.

    • Суть в том, чтобы есть чаще , а не больше в целом. Если вы хотите внедрить практику «чаще есть», сидя на диете, убедитесь в том, что ваши порции действительно стали меньше, иначе вам просто будет казаться, что вы сидите на диете, когда на самом деле это не так.
  • Часть 3

    Изменить свой режим
  • Найдите время в своем расписании, чтобы выполнять упражнения и правильно питаться. Неважно, отнимают ли все ваше время школа, работа или бытовые дела, вам всегда следует находить время на упражнения. А если вы скажете, что у вас «нет времени», скорее всего, вы не делаете перерывы, когда можете. Важно, чтобы вы сделали упражнения своей первоочередной задачей, отложив все остальное на потом. Даже если всего на 15 минут.

    • Вам следует выкроить время не только на выполнение упражнений, но и на то, чтобы правильно питаться. Что это значит? Это значит заранее выделить время, чтобы купить продукты, упаковать свой обед и приготовить еду дома. Рестораны – главные виновники, когда речь заходит о нарушении строгих диетных планов. Кроме того, те, кто готовит дома, существенно экономят.
  • Займитесь активной внеклассной деятельностью. Учась в школе, трудно понять, что это – самое беззаботное время в вашей жизни. Когда вы станете полноправным взрослым и начнете работать, никто не будет вывешивать афиши и проводить соревнования по практически бесконечному количеству занятий. Поэтому воспользуйтесь этим! Запишитесь куда-нибудь, даже если не обладаете особыми талантами – это будет потрясающей (обязательной) практикой (от которой вы не сможете отказаться).

    • Что же, мы не учли тот факт, что не все могут заниматься школьным спортом. Есть ли приличная альтернатива? Марширующий ансамбль, к примеру. Вам смешно, но ведь нелегко нести инструмент и одновременно часами шагать под палящим солнцем. Какой у вас объем легких? Наверное, с этим не будет проблем. Так что, если у вас есть музыкальные наклонности, вы вполне можете выбрать этот путь.
  • Не уклоняйтесь от физкультуры. Как правило, для учащихся старшей школы и колледжей физическое воспитание становится факультативным предметом. Не поддавайтесь соблазну! Когда еще в течение дня у вас будет время просто на то, чтобы потусоваться с одноклассниками и покидать мяч? Скорее всего, никогда. Вы еще и кредит за это получаете? Это сплошной выигрыш.

    • Мы упомянули, что это также полезно для мозгов? Вы одновременно проходите столько серьезных предметов, поэтому урок физкультуры – это отдых. От школы, работы и ваших внеклассных занятий – вы это заслужили.
  • Ложитесь спать! Старайтесь каждый день соблюдать режим дня и вовремя ложиться спать, даже по выходным, чтобы оставаться энергичными и весь день быть готовыми принимать правильные решения. Сон восстанавливает нормальный гормональный фон, стабилизируя чувство голода. Более того, он сохраняет нашу кожу гладкой и здоровой. Старайтесь спать ночью как минимум 8 часов как можно чаще.

    • Кстати, во время сна вы продолжаете сжигать калории. Во время сна вы также не можете есть – одни сплошные плюсы, не так ли?
  • Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.

    В данной статье вы узнаете:

    1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
    2) Какова школьная столовая на самом деле?
    3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?

    Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?

    Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания . Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий. Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы) :
    Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.

    1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.

    Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.

    2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

    Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.

    3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

    Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.

    4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

    Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.

    5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

    Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

    Кто должен накрывать на стол?

    В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой . Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).

    Плюсы данного способа раздачи : дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
    Минусы : так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.
    Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети , а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты. Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.

    Ещё в нашей школе в столовой дежурили , но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.

    6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

    Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные. Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.
    В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.

    7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

    Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы. За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
    Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики. На мой взгляд, это более рациональное решение.

    Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.

    Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся .

    Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?

    Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание ?

    • в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
    • дорого . Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
    • ребенок может жульничать , и, если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.

    Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы. Более подробно эта проблема освещена .
    Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе. Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.

    Ваши отклики и комментарии жду внизу.

    Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

    Также вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

    Калькулятор роста и веса

    Принципы здорового питания

    Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

    Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

    • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
    • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
    • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
    • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
    • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
    • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
    • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
    • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
    • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
    • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
    • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
    • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
    • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
    • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

    Потребности ребенка-школьника

    6-9 лет

    10-13 лет

    14-17 лет

    Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

    80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

    75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

    65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

    Потребность в белках (г в день)

    Потребность в жирах (г в день)

    Потребность в углеводах (г в день)

    Молоко и молочные продукты

    Сахар и сладости

    Хлебобулочные изделия

    Из них ржаной хлеб

    Крупы, макароны и бобовые

    Картофель

    Фрукты сырые

    Фрукты сушеные

    Сливочное масло

    Растительное масло

    Режим питания

    На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

    • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
    • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
    • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
    • Ужинает дома примерно в 19 часов.

    Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

    • Завтракает дома в 8-9 часов.
    • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
    • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
    • Ужинает дома примерно в 20 часов.

    Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

    Какими способами лучше готовить пищу?

    Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

    Какие продукты нужно ограничить в рационе?

    Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

    • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
    • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
    • Маргарин.
    • Не сезонные фрукты и овощи.
    • Сладкую газировку.
    • Продукты с кофеином.
    • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
    • Острые блюда.
    • Фастфуд.
    • Сырокопченые колбасы.
    • Грибы.
    • Блюда, которые готовятся во фритюре.
    • Соки в пакетах.
    • Жвачки и леденцы.

    Какие давать жидкости?

    Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

    На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

    Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

    Как составлять меню?
    • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
    • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
    • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
    • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
    • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

    В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

    Пример правильного меню на неделю

    День недели

    Завтрак

    Обед

    Полдник

    Ужин

    Понедельник

    Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

    Чай (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из капусты и моркови (100 г)

    Борщ (300 мл)

    Котлета из кролика (100 г)

    Картофельное пюре (200 г)

    Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Апельсин (100 г)

    Печенье (50 г)

    Омлет с зеленым горошком (200 г)

    Настой шиповника (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

    Какао (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из свеклы (100 г)

    Бульон с яйцом (300 мл)

    Биточки из говядины (100 г)

    Тушеная капуста с кабачками (200 г)

    Яблочный сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молоко (200 мл)

    Булочка с творогом (100 г)

    Яблоко свежее (100 г)

    Картофельные зразы с мясом (300 г)

    Чай с медом (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Омлет с сыром (200 г)

    Рыбная котлета (100 г)

    Чай (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Баклажанная икра (100 г)

    Картофельный суп с клецками (300 мл)

    Тушеная печень (100 г)

    Кукурузная каша (200 г)

    Фруктовый кисель (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Блины с творогом и изюмом (300 г)

    Молоко (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Гречневая молочная каша (300 г)

    Цикорий (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из редиса и яйца (100 г)

    Рассольник домашний (300 мл)

    Куриная котлета (100 г)

    Цветная капуста отварная (200 г)

    Гранатовый сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молоко (200 мл)

    Пирожок с яблоками (100 г)

    Запеканка из вермишели и творога (300 г)

    Чай с вареньем (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Творожные оладьи с медом (300 г)

    Чай с молоком (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

    Бульон с лапшой (300 мл)

    Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

    Компот из винограда и яблок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Фруктовое желе (100 г)

    Простокваша (200 мл)

    Бисквит (100 г)

    Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

    Кефир (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Омлет с помидорами (200 г)

    Цикорий с молоком (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Воскресенье

    Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

    Чай с медом (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из огурцов и помидор (100 г)

    Суп-пюре из овощей (300 мл)

    Биточки из кальмара (100 г)

    Отварные макароны (200 г)

    Томатный сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Груша (100 г)

    Творожное печенье (50 г)

    Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

    Молоко (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Несколько полезных рецептов Рыбные зразы с творогом

    Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

    Рассольник

    Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

    Заливные шарики из мяса

    Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

    Возможные проблемы

    В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

    Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

    У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

    В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

    Быстрые перекусы в школьной столовой

    Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

    Отсутствие аппетита из-за стресса

    Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

    Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

    Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

    На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

    • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
    • У него появились проблемы со стулом.
    • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
    • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
    • На коже появились высыпания.
    Переедание

    Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

    Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

    • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
    • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
    • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.
    • Подготовка к школе
    • Питание
    • Витамины
    • Гиперактивность

    При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее, чем пяти кратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стаканкисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.).

    Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4-х часов.

    Необходимо соблюдение правил личной гигиены всеми без исключения сотрудниками пищеблока.

    К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

    Контроль за соблюдением сроков прохождения (не реже одного раза в 3 месяца) медосмотров возлагается на медработника школы.

    На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

    Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

    Приходить на работу в чистой одежде и обуви;

    Оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

    Коротко стричь ногти;

    Перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим;

    При появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

    Сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

    В пищеблоках школ категорически запрещается:

    При изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать спецодежду булавками;

    Принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

    Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.

    В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

    Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

    Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

    Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

    Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

    Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

    Список продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации

    в организациях общественного питанияобразовательных учреждений

    1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.

    2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.

    3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.

    4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.

    5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.

    6. Непотрошеная птица.

    7. Мясо диких животных.

    8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.

    9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.

    10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

    11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.

    12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

    13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).

    14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.

    15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки.

    16. Простокваша -“самоквас”.

    17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.

    18. Квас.

    19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.

    20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.

    21. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.

    22. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

    23. Пищевые продукты, не предусмотренные прил.№9

    24. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.

    25. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.

    26. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.

    27. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.

    28. Ядро абрикосовой косточки, арахис.

    29. Газированные напитки.

    30. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.

    31. Жевательная резинка.

    32. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).

    33. Карамель, в том числе леденцовая.

    34. Закусочные консервы.

    35. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.

    36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.

    37. Окрошки и холодные супы.

    38. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.

    39. Яичница-глазунья.

    40. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

    41. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

    При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи должны соблюдаться основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

    • соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
    • обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
    • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
    • максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
    • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
    • соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.

    В учреждении следует иметь примерное 2- недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам и нормам.

    Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю. Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.

    Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

    Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п.,с добавлением свежей зелени. Допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир) в качестве закуски. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

    Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина,фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

    При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов.

    Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.

    Во всех образовательных учреждениях, с пребыванием детей и подростков в них более 3-4 часов, организовывается горячее питание, а так же реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет.

    Для организации дополнительного питания детей и подростков (буфет) в продаже обязательно должны быть хлебобулочные изделия не менее 1-2-х наименований. Реализуются булочные изделия (в т.ч. сдобные), обогащенные витаминами, (витаминно-минеральными смесями).

    Для продажи в столовых и буфетах образовательных учреждений, в составе дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи, можно рекомендовать сухие завтраки крупяные, обогащенные витаминами и минеральными веществами (массой до 50 г. в упаковке, кроме чипсов, обжаренных в масле), ограниченно можно включать воздушную кукурузу, сухарики простые без вкусоароматических добавок, кроме натуральных (укроп, чеснок, и т.д.).

    В столовых и буфетах в образовательных учреждениях в ограниченном ассортименте могут реализовываться мучные кондитерские изделия (пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли и др. изделия, кроме кремовых) промышленного производства в индивидуальной порционной (массой до 100г) упаковке, а также мучные кондитерские изделия собственного производства массой до 100 г (кроме изделий с кремом).

    Из готовых блюд и кулинарных изделий собственного приготовления рекомендуется для продажи в буфетах салаты и винегреты собственного приготовления (объемом порции от 30 до 200 г). Салаты заправляются непосредственно при реализации. Из горячих блюд рекомендуются сосиски, запеченные в тесте; сосиски отварные с гарниром; пицца школьная (50-1 ООг). Сосиски можно готовить непосредственно перед реализацией с использованием печей СВЧ. Можно подавать также горячие бутерброды (с сыром, колбасой вареной или полукопченой и т.д.). Горячие бутерброды готовятся непосредственно перед реализацией с использованием конвекционного нагрева или СВЧ-печей. Срок реализации указанных изделий 3 часа с момента приготовления с обязательным использованием охлаждаемых прилавков.

    При организации льготного питания учащихся за счет бюджетных средств (или иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают горячие завтраки (во вторую смену - полдники). При этом полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.

    Метки этой статьи

    рассказать друзьям

    Распечатать

    Высказаться

    Чтобы прокомментировать,