Кто я психология. Кто я Кто я определение психологии

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.

Помните ? Так вот, характер - это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и - что гораздо опаснее! - самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? - Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я - это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару - иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?» , а чувства - на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства - нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств - иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость - обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать - они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни - это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация - чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения - то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное - либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» - это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека - то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, - это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств - это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации - это отделение себя от своей Персоны («Я» - это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» - это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ - это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Я - это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше - это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные - в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом - вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» - «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания - эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие - «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» - уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее - не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция - осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок - оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну - существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации - к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя - это процесс творческий , в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия - как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я - это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире - это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя - изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

Кто я? Почему я здесь? Куда я стремлюсь, чего хочу? Каковы мои способности и таланты? Какой вклад я могу внести (или уже вношу) в этот мир? Мы задаем себе эти вопросы, когда приходит время меняться, выдвигаться за пределы своих границ. Часто это происходит во время кризисов – возрастных, личностных, финансовых, духовных. И, порою, от ответа на эти вопросы зависит наша жизнь. Может, поэтому как детей, так и взрослых так трогают истории про Чебурашку, Лунтика, Гадкого Утенка?

Одна из моих любимых книг начинается с того, что главный герой приходит в себя в палате психиатрической лечебницы. Он привязан к кровати, и не может вспомнить, как его зовут, откуда он родом и почему он здесь. Однако, он ощущает, что обладает какими-то необычными способностями и может их задействовать. Его задача – выбраться из создавшейся ситуации и понять, как он туда попал. «Девять Принцев Амбера» Роджера Желязны открывает собой удивительный цикл романов о противостоянии Порядка и Хаоса, о параллельных мирах и людях, способных перемещаться между ними. Еще в начале первой книги главный герой узнает о себе и своих близких такое, отчего волосы на голове дыбом становятся. Хорошо, что незадолго до этого он все-таки успел понять, кто он, в чем его сила, особенности и способности. И осознать свою цель.

А вам приходилось задавать себе или Чему-то Большему внутри или вне себя вопрос: «Кто Я?» вкладывая в это все свои силы, энергию, весь свой внутренний огонь? Бывало ли, что вы получали ответ, а потом забывали его? И спрашивали снова, потому что поменялись и вы, и ситуация?

Кто Я?

Этот вопрос помогает осознать, куда мы движемся. Делаем ли мы то, что умеем и любим? Или «тянем лямку», «несем крест», «проходим испытание» и, попутно, задаем себе «два вечных вопроса русской интеллигенции»: Кто виноват и Что делать? Ощущаем ли удовольствие как от процесса, так и от результата своей деятельности? И получаем ли знаки от Вселенной, что идем в верном направлении: благодарность и радость окружающих, деньги, новые возможности?

Вообще, могу ли я сказать о себе, что я на своем месте, в свое время, делаю свое дело? Если мой ответ отрицательный, (чаще всего это ощущается как ноющая пустота внутри, как будто чего-то недостает) – я все интенсивнее спрашиваю себя, кто я, и что мне стоит делать, чтобы получать положительный ответ.

Как это было у меня

Совсем недавно я осваивалась в незнакомом городе, вдали от близких, без денег, личных вещей, своих инструментов и «атрибутов силы». Помимо паспорта, при мне были лишь мои способности, умения и навыки, и огромное желание по-новому ответить для себя на вопросы «кто я?» и «в чем мое предназначение?». В теории я знала, что нужно делать. Заниматься тем, что мне нравится, приносить пользу миру, и чтобы была счастлива и я, и окружающие меня люди. Когда-то раньше мне это удавалось. А когда я чересчур увлеклась «рутиной», заработком денег, игрой в «себя-самую-умную», и подумала, что я действительно знаю , кто я… случилось нечто. Это можно охарактеризовать как кризис, после которого Чебурашка оказывается в посылке с мандаринами, а Корвин из Амбера – в закрытой палате дурдома. В позитивном ключе можно назвать этот кризис трансформацией. Ведь тот, кто сейчас спрашивает «Кто я?» – это уже совершенно не тот «Я», что был раньше. И как по мне, это – прекрасно!

Разные мы

Мы можем отвечать на вопрос о своем предназначении по-разному, покоряя горную вершину, играя в футбол, рисуя картину, сидя за компьютером в офисе, занимаясь ремонтом, готовкой и уборкой, общаясь с детьми, родителями, друзьями, партнером. В каждый из этих моментов мы воплощаем свои цели и развиваем свои способности – и это уже наш ответ на вопрос. Говорят даже, что в каждом из нас от рождения заложено 120 (и более!) талантов, и наша задача – открыть хотя бы 12 из них.

Наши ответы могут также отличаться, когда мы юные, взрослые или старые. У наших предков-славян существовали специальные инициации, облегчающие переход из одной возрастной категории в другую и помогающие сохранить и развить наши уникальные умения, способности, таланты, убеждения, идеалы. Мы можем отвечать на этот вопрос по-разному, ощущая прилив сил и вдохновение, или усталость и раздражение. Спрашивая других, мы также можем услышать о себе разные мнения. Однако, люди могут лишь предполагать – какие мы , наблюдая за нашими действиями и словами.

Кто Я? – могу себе ответить только я, когда смотрю в свое сердце и спрашиваю себя: «Соответствует ли моя жизнь тому, чего я хочу на самом деле? И что мне сделать, чтобы это действительно было так?»

Прямо сейчас, я спрашиваю себя:

– Что я делаю или делал(а) такого, что приносит мне радость и истинное удовольствие?

– На какие виды деятельности я обычно обращаю больше внимания?

– В чем у меня есть вкус? Где мне интересны детали?

– Чем мне нравилось заниматься в детстве?

– Какие люди меня окружают? Как они на меня реагируют? Чему они меня учат? Какие подарки дарят? Что рекомендуют делать?

– Как меня зовут? Когда я родился (родилась)? Ведь в имени и дате рождения может быть заложена программа нашей жизненной миссии.

– Какой у меня тип фигуры? Какие болезни для меня характерны?

– Какие задачи окружают меня? Как, решая их, я могу увидеть свое предназначение?

– За что мне платят? За что мир дает мне поддержку в виде радости, благодарности, состояния счастья?

Каждый раз, задавая себе эти вопросы, я углубляю осознание своей сущности, целей и жизненных задач. И понимаю, какие внутренние ресурсы помогут мне их воплотить. И как, с помощью моих действий, я могу сделать этот мир на капельку светлее и счастливее.

Кто Я?

Каждую минуту и секунду

Я определяю, кто я есть.

Путь мой в никуда из ниоткуда.

Важно то, что есть сейчас и здесь.

Каждую минуту и секунду

Я Вселенной делаю заказ.

Я не помню, кем я был и буду,

Но хочу узнать, кто я сейчас.

Кто я? Кто я? – Спрашивает ветер,

Обрывая листья и кружа. –

Может, я один такой на свете? –

Ни остановить, не удержать…

Кто я? Кто я? – Спрашивает пламя, –

Может, тот, кто спичку подносил?

Или я есть то, что я сжигаю?

Или тот, кто помнил и спросил?

Кто мы? Кто мы? – Спрашивают звёзды,-

Для кого мы светим в вышине?

И ответ на все эти вопросы

Снова зарождается во мне.

Каждую минуту и секунду

Я воспринимаю свой ответ:

Наша жизнь задумана как чудо,

В этом ее сущность и секрет.

Кто ты? Кто я? Кто мы друг для друга? –

Спутники, друзья, учителя?

Если по пути нам, дай мне руку.

Если нет, – не спрашивай, кто я.

Исходные положения интерпретации и особенности обработки методики
Общие сведения. Авторы М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В.
Этот известный тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности . Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
? Что важно учитывать при обработке методики «Кто Я»?
Исходные положения интерпретации:

  1. Понятие идентичности относится к области самосознания личности и складывается из обобщения реакций самого человека на мнение о нем окружающих людей. Особую роль при этом играют первичные группы (семья, друзья, соседи и т. д.), которые непосредственно влияют на формирование представления о себе и своем месте среди других людей.
  2. Идентичность формируется в результате взаимодействия с другими людьми, усвоения общественных норм, ценностей, способов деятельности, то есть представляет собой своеобразное отражение обобщенных взаимодействий (интеракций), имеющих место в ходе личностного, неформального, непосредственного общения.
  3. Согласно Дж. Мид есть два основных логически связанных типа (уровня) идентичности: неосознаваемая и осознаваемая, которые демонстрируют переход от неосознанно принятых норм, ролей и привычек другого человека к осмысленному отношению к себе и своему поведению. Так, наличие осознаваемой идентичности у человека говорит об имеющейся у него личностной свободе (относительной), возможности думать о цели и тактике своего поведения.
  4. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка (при помощи категорий, выработанных в языке).
  5. Идентичность выполняет ряд функций: ориентационную, структурную, целевую, экзистенциальную. Она функционально придает целостность, непрерывность и определенность личности, обеспечивает сходство с одними людьми и категориями и отличия от других, лежит в основе регуляции поведения в соответствующих условиях.
  6. Идентичность обеспечивает одновременно процессы дифференциации и интеграции «Я». Дифференциация проявляется в определенности границ целостности и независимости «Я». Интеграция «Я» проявляется в субъективном объединении себя с другими людьми, что осуществляется на основе сравнения и оценивания других.
  7. Идентичность является сложным личностным образованием, имеющим многоуровневую структуру, включая в себя различные виды, компоненты и показатели идентичности. Шкала анализа идентификационных характеристик может быть представлена в виде семи обобщенных компонентов идентичности: «социальное Я», «коммуникативное Я», «физическое Я», «материальное Я», «деятельное Я», «рефлексивное Я», «перспективное Я». В качестве самостоятельных компонентов выступают: проблемная идентичность и ситуативная идентичность.
  8. Структура идентичности внутренне противоречива, она отражает, с одной стороны, стремление человека к уникальности, с другой стороны, желание быть понятым и принятым значимым социальным окружением.
  9. Исследователь (консультант) имеет дело не с самой переживаемой личностью идентичностью, а с презентацией или предъявлением идентичности, зависящей от социального контекста самоидентификации.
10. Люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективными представлениями о себе, выраженными в идентичности. Поэтому знание идентичности личности позволяет предсказывать поведение человека, которое строится на основе интериоризации (вбирании внутрь) занимаемых им объективных социальных статусов.
? Каким может быть способ предъявления идентичности в тесте «Кто Я»?
Способ предъявления идентификационных характеристик может быть разным в силу даваемой инструкции, допускающей варианты в манере и способах ответов. Поэтому ответы могут быть вербальными (с помощью слов), графическими (с помощью рисунков) или смешанными.
Опыт применения и анализа данных этой методики показывает, что графический способ выполнения свойственен примерно 5-7% людей, выполняющих тест.
Как правило, это люди с хорошо развитой образной сферой. Предпочтение графического способа присуще людям с выраженными психосоматическими реакциями (когда на стрессовую проблемную ситуацию человек реагирует телесными симптомами, например головной болью, повышением температуры и т. д.), затруднениями в словесном обозначении своих переживаний и жизненного опыта, что, как правило, связано с недостатком открытого обсуждения различных эмоциональных ситуаций в родительской семье.
При словесном предъявлении идентификационные характеристики даются человеком в виде списка ответов (часто уже пронумерованных) или текста сочинения, состоящего из отдельных предложений.
? На что следуем обратить особое внимание при анализе выполнения методики «КтоЯ»?
Прежде всего, в ходе содержательного анализа выполнения методики «Кто Я?» изучаются следующие личностные проявления обследуемых:
  • особенности половой идентичности (отношения к ней);
  • особенности самооценки идентичности;
  • уровень рефлексии;
  • особенности временной идентичности.
При обработке методики «Кто Я?» анализируются следующие моменты:
  • уровень дифференциации идентичности;
  • применение обследуемым в процессе оценивания идентификационных характеристик таких знаков, как «плюс-минус» («±») и знака «вопроса» («?»);
  • соотношение в ответах обозначения социальных ролей и индивидуальных характеристик;
  • психолингвистический аспект ответов;
  • отражение в идентификационных характеристиках основных сфер жизни;
  • выраженность в ответах различных компонентов идентичности.
Более подробно остановимся на выявлении с помощью методики «Кто Я?» тех личностных особенностей клиента, информация о которых является очень важной для супружеского консультирования.
Формы обозначения пола? Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности?
Будем исходить из того, что половая (или тендерная) идентичность - это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.
Половая идентичность выступает в качестве центрального смыслообразующего элемента личности, поскольку оказывает влияние на ценностно-смысловую сферу, мышление и поведение человека.
Таким образом, половая идентичность имеет когнитивно-аффективную природу, в соответствии с чем она должна включать когнитивные (знание принадлежности к общностям мужчин или женщин), а также мотивационно-ценностные компоненты идентичности.
Особенности половой идентичности проявляются, во- первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность; во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.
Согласно данным наших исследований, обозначение своего пола может быть сделано напрямую, косвенно или отсутствовать вовсе.
Прямое обозначение пола - человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола: нейтральное, отчужденное, эмоционально-положительное и эмоционально-отрицательное (см. таблицу 9).
Таблица 9
Формы прямого обозначения пола

Окончание таблицы

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.
Косвенное обозначение пола - человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов (таблица 10). Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.
Таблица 10 Косвенные способы обозначения пола

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть широким (если включает в себя Несколько половых ролей) или узким (если включает в себя [только одну-две роли).
Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о Сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей
привлекательности как представителя пола, а значит, позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.
Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «я человек который...». Причины этого могут быть следующими:

  1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
  2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
  3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.
При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом: в самом начале списка, в середине или в конце. Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).
Все эти гипотезы должны найти подтверждение в других методиках. Так, важно сопоставить проявления половой идентичности в результатах методики «Кто Я?» и рисунке человека.
? Что понимается под самооценкой?
Как анализировать самооценку идентичности?
Тема информирования: самооценка
Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности .
Самооценка свидетельствует о степени развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу
его «Я». От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и характер ожиданий человека относительно самого себя и других людей.
Основными условиями развития самооценки являются общение с окружающими и собственная деятельность человека. В общении человек усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике.
Процесс самооценивания может происходить двумя путями:
  1. путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности (конструктивный способ);
  2. путем сравнения себя с другими людьми (может быть конструктивным в ситуации, когда опыт других людей учитывается для расширения вариантов решения проблем).
Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер. При этом ее показателями выступают адекватность и уровень.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.
Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.
Отметим, что человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Поэтому адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.
Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.
Различают неадекватную завышенную самооценку- переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку- недооценку себя субъектом.
Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.
При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Анализ самооценки идентичности
В методике «Кто Я?» самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки.
Виды самооценки, получаемые в результате анализа, представлены на рисунке 14.


Заниженная Завышенная

{foto} РИС. 14. Виды самооценки личности
Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.
Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).
Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).
Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.
Опыт консультирования показывает, что за психологической помощью чаще обращаются люди с неадекватной и неустойчивой самооценкой, и достижение цели консультирования во многом зависит от продуктивности работы над формированием адекватной самооценки у клиента. Некоторые аспекты такой работы будут нами рассмотрены в параграфе 3.1. данного пособия.
Анализ рефлексии
? Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто?»?
Остановимся на проявлении рефлексии при выполнении методики «Кто Я?».
Предложение в ходе выполнения теста «Кто Я?» дать высказывания, связанные с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и многоаспектной природы Я-концепции. Предполагается, что человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).
Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.
Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей. Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.
Опыт работы с данной методикой показывает, что о низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».
Анализ временного аспекта идентичности
? Как анализировать временной аспект идентичности?
Само понятие идентичности содержит в себе составляющую времени, поскольку связывает воедино представления человека о себе самом, появившиеся на различных этапах его жизненной истории. По мнению многих исследователей (К. А. Абулъхановой, Г. М. Андреевой, А. Кроника, К. Левина, А. Маслоу, Дж. Нюттена, Э. Эриксона), осознание времени выполняет важную функцию: является основанием для определения смысла жизни и способствует адекватному поведению человека с другими людьми.
Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).
Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.
Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни (см. Приложение 3). Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.
При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в (будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.
Отметим, что преобладание в самоописании глагольных форм, описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).
Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованное™ в настоящем.
Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.
Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, как представлены настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.
Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей семьи» и т. д. Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.
Оценка уровня дифференцированности идентичности
? Как оценить уровень дифереренцированности
идентичности?
Рассмотрим уровень дифференцированности идентичности, который связан с уровнем рефлексии человека.
О роли дифференцированности идентичности упоминал еще Э. Эриксон . Низкая дифференцируемость идентичности расценивается как кризис идентичности.
В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности может выступать число, отражающее

общее количество показателей идентичности (Приложение 3), которое использовал человек при самоидентификации .
Опыт применения методики «Кто Я?» показывает, что число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.
По данным нашего исследования, высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.
Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Также важную информацию о клиенте, его личностных особенностях дает анализ материала, касающегося применения клиентом при оценке идентификационных характеристик таких знаков оценки, как «плюс-минус» («±») и знак «вопроса» («?»).
? Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?
Напомним, что знак «плюс-минус» («±») ставится человеком, когда какая-то характеристика ему нравится и не нравится одновременно. Таким образом, использование данного знака оценки говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.
С этой точки зрения можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.
К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус». Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с

другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.
Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.
Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).
? Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик?
С нашей точки зрения, наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.
Ведь наличие любого вопроса по отношению к себе предполагает ситуацию неопределенности в процессе нахождения ответа (нет ответа на данный момент - есть какая-то неопределенность). Сама постановка вопроса говорит о наличии у человека исследовательской позиции относительно себя, что является необходимым элементом для осуществления им изменений желательного направления в своей жизни.
Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.
Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.
В целом же использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса. Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.
Все данные самооценивания важно соотнести с результатами психолингвистического анализа, который будет представлен далее. Так, необходимо выявить, насколько совпадает самооценка идентичности с выявленным в ходе психолингвистического анализа эмоционально-оценочным тоном идентификационных характеристик.
Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик
? Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?
Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики- определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.
Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.
Поэтому отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.
Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении

  1. Зак. 552 правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.
Другими словами, за соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностеи. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.
Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы - другие» и низкий уровень определенности схемы «я - мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я- другие» и низким уровнем определенности схемы «мы - другие».
Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностеи.
Анализ психолингвистического аспекта идентичности
? Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?
Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.
Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве; недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека.
Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека; недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференциро- ванности идентичности человека.
Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.
Отметим, что чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.
Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.
Рассмотрим такой психолингвистический аспект идентичности, как валентность идентичности, под которой понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).
Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:
  • негативная - преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);
  • нейтральная - наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);
  • позитивная - положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);
  • завышенная - проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).
Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.
Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.
Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиента.
Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (таблица 11), которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.
Наличие расхождений между знаком эмоциональнооценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оц

Кто Я на самом деле

Вопрос «Кто я?» каждый человек задает себе не один раз в жизни. Года в три происходит выяснение по половой принадлежности. Кто я - мальчик или девочка? Далее лет в 10-12 мы пытаемся найти ответ на вопрос «Я кто - ребенок или взрослый, на что я способен?» А к 16 годам главным становится вопрос «Кто я есть? Каков мой путь?». Именно в это время у человека происходит определение по следующим пунктам: 1. Половая принадлежность; 2. Профессионализм; 3.Саморазвитие.

В психологии ответ на вопрос «Кто я и какой я» составляет суть такого понятия как «я»-концепция («я»-образ, образ «я»). Это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Надо отметить, что эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Таким образом, «я»-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции.

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Все, о чем было сказано выше, это теория. А как на практике? Попробуйте сами сейчас дать себе определение - кто я?

Попробовали? И что получилось? Сколько слов было в Вашем определении самого себя? Два-три? Или больше? Да, сказать о себе без подготовки сложно даже самому себе. Вроде бы понимаешь, кто и какой ты, но сказать красиво как-то стесняешься. И так же все понятно... А понятно ли? Если выразить словами не получается?

Давайте серьезно подготовимся к этому ответу, проделав небольшое (но не очень легкое) упражнение. Подойдите к его выполнению творчески, с полетом фантазии.

Итак, приступаем. Разделите чистый лист на 3 колонки.

Первая будет называться «Кто Я». Напишите в ней 15-20 определений-существительных самого себя. Например, человек, муж, электрик и т.д.

Вторая колонка будет называться «Какой Я». В ней напишите 10 определений-прилагательных самого себя. Например, веселый, умный ит.д.

И третья колонка будет называться «Каков мой путь, или моя миссия». Тут будет достаточно 5-6 путей. Здесь нужно написать, что ведет Вас по жизни, Ваши установки и т.п. Например, любовь к жизни, и т.д.

Далее вычеркиваем из первой колонки 10 неактуальных определений, из второй - 5, из третьей - 3. Из первой колонки вычеркиваем еще 5 неактуальных определений. Таким образом, в первой колонке у нас останется 5 слов, во второй - тоже 5, в третьей - 3

Из оставшихся слов составляем 3 предложения таким образом, чтобы в каждое предложение вошло 1-2 слова из первой и второй колонок и один путь из третьей. Если все о-кей с определением себя, то получатся такие 3 слогана-девиза, которые будут определять вас по трем направлениям, а именно: 1. Половая принадлежность; 2.Профессионализм; 3.Саморазвитие.

Как получилось? Вы себя таким видите? Вы себе нравитесь? Или есть над чем поработать? Тогда удачи!

  1. Спросить себя: «Кто я?» и непременно ответить.
  2. Проверить, как эти ответы реализуются в твоих отношениях с окружающими.
  3. Для сильных духом – бонус. Попробуем посмотреть со стороны на собственные представления о себе (и не испугаться).

Что понадобится? Блокнот или несколько листов бумаги, чтобы делать записи и рисовать. Ручка или карандаш (лучше всего цветные). Немного свободного времени, чтобы не торопясь прислушаться к себе.

Этап 1. Про себя

Задай себе вопрос «Кто я?» и запиши 10 ответов-характеристик (это обязательно должны быть существительные). Например: подруга, дочь, спортсменка, руководитель, врач, красавица, звезда танцпола и прочее.

Написала? Отлично. Теперь внимательно посмотри на список, посмакуй каждую характеристику – и оставь из них только 5, наиболее значимых для тебя. С ними и продолжим работать. Но список из всех 10 пунктов далеко не откладывай, мы еще вернемся к его анализу.

Отобранные 5 характеристик выпиши на отдельный листок в столбик – так, чтобы напротив каждой осталось место для трех слов, которые тебе еще надо придумать. Это должны быть определения, отвечающие на вопрос «Какая я___?». Например, ты – хулиганка. «Какая я хулиганка? – Дерзкая, смелая, отчаянная». Запиши по 3 определения для каждой из 5 ключевых для тебя характеристик.

Ну и заключительное для первого этапа задание. Сделай небольшой рисунок для каждой характеристики и ее определений. Не мучайся особо, достаточно даже корявого символического изображения того, что возникает у тебя в мыслях и фантазиях, когда ты думаешь о конкретной своей роли. Итак, у тебя должно получиться 5 изображений.

Вернись к длинному списку характеристик и попробуй отнести каждую из них к одной из групп:

  • связанные с отношениями (мама, сестра, подруга, любимая);
  • связанные с профессиональной или какой-то еще постоянной деятельностью (экономист, лыжница, руководитель);
  • связанные с внутренним самоощущением, самоопределением (искательница смысла, красавица, трусиха, отчаянная революционерка).

Какой вид характеристик преобладает? Считается, что чем более разнообразными ролями оперирует человек и чем гибче он с ними обращается, тем легче адаптируется к жизни и текущей в ней ситуации.

Если у тебя превалирует список, связанный с отношениями, можно говорить о том, что ты реализуешь себя в основном в общении с другими людьми. Нарушение каких-то человеческих связей может привести к потере уверенности в себе , потому что опора на иные роли у тебя в дефиците. Если наиболее внушительна группа характеристик, связанных с самоощущением, ты сосредоточена на своем внутреннем мире. Но не упускаешь ли ты живую связь с миром внешним – сферой отношений и активной деятельности? Если, судя по списку, ты деятельная особа, присмотрись, не теряешь ли ты в чувствах и в радостях привязанности, любви и дружбы.

В качестве профилактики или «лечения» сложившейся ситуации допиши, какими характеристиками тебе хотелось бы обладать, но по каким-то причинам ты их себе не присваиваешь.

Кстати, есть вероятность, что у тебя появится своя особенная группа ролей, о которой мы не упомянули. Это совсем не плохо, но подталкивает тебя подумать, какие черты твоей личности она объединяет.

Обратись к выделенным пяти характеристикам и подобранным к ним определениям и картинкам. Собери рисунки в сюжет (в общую панораму) и дай ему название. Не будем пафосно объявлять, что это отражение твоей жизни. Но попробуй как-то отнестись к получившейся картине: нравится или нет, какие чувства вызывает, что напоминает. Символизация порой становится дверью к удивительным открытиям и пониманию взаимосвязи между явлениями, которые на первый взгляд казались набором случайностей. Попробуй приоткрыть эту дверь.

Этап 2. Про себя и окружающих

В центре листа бумаги нарисуй кружок, внутри которого напиши «Я». Вспомни 7 значимых для тебя людей, отношения с которыми играют серьезную роль в твоей жизни. Расположи граждан в произвольном порядке на листе так, чтобы от каждого можно было провести черту к тебе и сделать рядом с ней небольшие записи.

Если важных для тебя персон получается больше или меньше, не страшно. Но давай введем обязательные ограничения для точности эксперимента: не меньше пяти и не больше девяти человек. У каждой соединяющей линии напиши по 3 характеристики, отвечая на вопрос «Какая я в этих отношениях?».

Важное свойство идентичности заключается в том, чтобы она была признана другими людьми. Если этого не происходит, ты испытываешь чувство неуверенности в себе. Или чувствуешь себя самозванцем. Возьми определения, которые ты подбирала в первой части, отвечая на вопрос «Какая я ___ ?». Сравни с теми, что указала применительно к отношениям. Есть ли совпадения?

Распиши определения из первой части по линиям отношений: как и с какими людьми тебе хотелось бы проявлять их. Это зона твоего ближайшего развития и путь к более уверенному самоощущению.

Этап 3. Про себя и ничто

Задание не для слабонервных, поэтому, если ты решилась на него, будь с собой внимательной, ласковой и нежной. В процессе его выполнения могут возникнуть самые разнообразные переживания и ощущения (впрочем, не только пугающие, но и воодушевляющие, так что не вешай нос). Если покажется, что с тебя хватит, – остановись. Это правило безопасности , на котором мы настаиваем. В задании действительно важно не столько дойти до конца любой ценой, сколько посмотреть, где хочется остановиться и какие чувства или мысли сопровождают процесс выполнения.

Вернись к исходному списку из 10 характеристик. Вновь выпиши их в столбик, проверяя, ничего ли не изменилось. Возможно, за время самоисследовательской работы какие-то утратили значение и на их место просятся новые.

Выписала? Отлично. Вычеркивай характеристики по очереди, начиная с наименее значимой. Делай это не торопясь, по возможности полностью ощущая расставание с вычеркиваемой идентичностью. Пройди список полностью, отметая один пункт за другим, по мере их значимости (но помни о правиле безопасности!). Если это удалось, поймай то ощущение, переживание, чувство, с которым ты рассталась с последней своей характеристикой. Побудь в нем столько, сколько возможно, и подбери для него символ, образ или метафору.

Выполнив задание настолько, насколько получилось, вернись «на землю». Отложи все записи, встань, походи, сделай какие-нибудь легкие упражнения или асаны (посмотри подборку в нашем разделе « ») – ощути свое тело и себя через него. Ты – есть здесь и сейчас.

Будем честны, все мы не совсем то, что о себе думаем. Мы как будто бы больше в реальной жизни. Если ты не прошла список до конца, не смогла вычеркнуть какие-то характеристики, значит, эти роли обладают для тебя особой ценностью. В настоящий момент времени они все опора для тебя. К этому стоит отнестись с уважением, но помнить о том, что угроза ролям обернется и угрозой уверенности в себе в целом.

Цель заключительной части упражнения – показать способность остаться собой при отказе от всех идей о себе . Эта способность позволяет переживать кризисы, утраты, сложные жизненные ситуации без критичного ощущения потери себя, но с ресурсом адаптации к новым условиям жизни. Самый простой пример: если ты, скажем, утратишь статус главного бухгалтера, это совершенно не будет означать твоей ущербности. Именно об этом последующие двигательные активности: идентичностей вроде нет, а ты – есть.

В процессе выполнения заданий ты могла столкнуться с совершенно иными чувствами и переживаниями, мыслями и фактами, нежели мы предложили в ключах. Но мы и не настаиваем. Это твое право и твое уникальное восприятие. А про идентичность стоит помнить следующее: она столь же важна для самосознания и для самоопределения , сколь и опасна, если обходиться с ней излишне жестко и воспринимать слишком буквально. Будь верной себе, но и отзывчивой к жизненным изменениям, готовой меняться – и тогда ты будешь проживать жизнь, как она есть, а не идеи о ней.