Консультация для воспитателей ДОУ«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности. Консультация для воспитателей ДОУ. Изучение ОБЖ в детском саду Средства ознакомления детей с основами безопасности

Консультация для педагогов "Особенности знакомства с основами пожарной безопасности детей в ДОУ и в школах"

Описание:
данная консультация может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, работникам музеев пожарной охраны, а также родителям.
***
Пожар - одно из наиболее распространённых опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнём, детских шалостей Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению, этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнём зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре. В ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: "Спички - не игрушка", "Шалость с огнём опасна" и т.п. Мы порой забываем, что запретное и тем более коробки спичек, пачки сигарет с яркими, красочными этикетками вызывают интерес у ребят. А как хорошо посидеть со сверстниками у костра. Неважно, где он разведён (около дома, в лесу, возле гаража или сарая, у стога сена или v животноводческой фермы), опасен ли с точки зрения пожара. Ведь детей зачаровывает эмоциональная картина ярко пылающего огня, поэтому, они часто включают огонь в игровые ситуации. Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме, безусловно, рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно и для контроля над ними, необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе. Исходя из этого, в дошкольных учреждениях, и в начальных классах школ в тематические планы включены занятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.
Научить ребят сознательно выполнять в детском саду и в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызывать пожарную помощь - обязанность воспитателя, учителя, всех взрослых. Запретами невозможно избежать несчастных случаев. Причиной которых является неумелое обращение с огнем, с бытовыми электрическими и газовыми приборами. разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, близ построек из сгораемых материалов).

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребёнок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.
Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого проводятся специальные занятия, экскурсии, беседы.
Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые Правила пользования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними. Воспитатель, прежде всего, напоминает, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт, все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы. Включать и выключать приборы следует только сухими руками при этом нельзя дёргать за шнур, а надо держаться только за вилку. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга настольной лампы, магнитофона которые есть в каждой семье.

Дети постоянно наблюдают за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что большинство родителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают и близко подходить к телевизору и приёмнику. Такая позиция ошибочная с психолого-педагогической точки зрения. Если ребёнок остаётся дома один, он старается удовлетворить своё любопытство, а часто приводит к нежелательным последствиям.
Работа по ознакомлению и правилами использования электробытовых и газовых приборов тем более необходима, так как, переходя из детского сада в 1 класс школы, многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить телевизор или магнитофон, зажечь горелку на плите. Научить детей обращаться с газовой плитой очень важно уже в младшем возрасте. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во - вторых, газ как источник горения. О нём особый разговор. Но надо объяснить детям правила пользования газовой плитой, дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнём. Пожалуй, наибольшую опасность в пожарном отношении представляет собой спичка в руках ребёнка. Не случайно взрослые стараются положить коробок в недоступное для детей место, не раз при этом скажут: "Не трогай. Спички - не игрушка". Да, не игрушка. Но это не значит, что пользоваться ими детям, тем более младшего возраста, нельзя. Необходимо научить ребёнка пользоваться открытым огнём, чувствовать ответственность при обращении с огнём.
Воспитатель должен обратить внимание на правила поведения в случае пожара, с этой целью необходимо проводить занятия по изучению возможных путей эвакуации из здания школы. Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара жилых домов, а также практические отработки эвакуации детей с дошкольного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на человеке одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге. Противопожарную учёбу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирование навыков пользования огнём. При таком подходе даже дети дошкольного возраста усвоят необходимые противопожарные знания.
Однако практика показывает, что не только дети, возраста могут усвоить, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, использованию средств первичного пожаротушения. Опросы, проводимые сотрудниками противопожарной службы среди различных возрастных и профессиональных групп населения, показали, что много взрослых людей не знает, что в пожарную охрану следует звонить по номеру "01".Сообщение о пожаре надо передавать спокойно, говорить чётко, не торопясь. Очень важно правильно назвать улицу, номер дома, если номер дома неизвестен, следует назвать какой-нибудь примечательный ориентир. Затем сказать, что горит и назвать свою фамилию. При этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер и называть адрес, если нет пожара, ибо такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди и горит имущество. О пожаре, угрожающем соседним квартирам и другим строениям, немедленно уведомляются соседи и в первую очередь те, кому угрожает огонь или дым. В ночное время соседей надо разбудить. После сообщения о пожаре в пожарную охрану и соседям взрослые приступают к тушению пожара всеми имеющимися средствами. Одной из форм ознакомления детей с огнём и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Одновременно с изучением правил пожарной безопасности следует вести работу по расширению знаний о пожарной технике.
На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в детском саду и школе , познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: пожарный щит, огнетушитель, лом, багор. Надо воспитывать у детей наблюдательность и внимание.
Чтобы дети больше узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарным оборудованием пожарных, средствами тушения пожара, экипировкой. Можно рассказать детям, что в каждом населённом пункте (городе, посёлке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.
Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, диафильмы, рассказывающие о борьбе людей с огнём. По ним могут быть проведены беседы. Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют "полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами своё отношение к теме, одной из форм работы по развитию речи является составление рассказов на тему, предложенную воспитателем. Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику. Можно предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, которая легко запоминается, например: "Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла".
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют занятия пожарно-прикладным спортом. Элементы физических упражнений, входящих в пожарно-прикладной спорт, можно использовать на физкультурных занятиях. Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той. которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать её. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнём может помешать ребёнку, понять и использовать его положительные свойства. Основной целью противопожарной пропаганды для детей является усвоение ими элементарных знаний, связанных возможной угрозой пожара, а также формирование такого типа поведения, при котором эта угроза становится минимальной.

Консультация для воспитателей на тему:

«Обогащение знаний, умений, навыков в образовательной области «Безопасность»

Подготовила:

Селезнева Н. А.

воспитатель МБДОУ № 84

Автозаводского района

города Нижнего Новгорода

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире. Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по ОБЖ:

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
  2. Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
  3. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность
  2. Психологический комфорт
  3. Смысловое отношение к миру
  4. Наглядность
  5. Доступность
  6. Непрерывность

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  1. Диагностика
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности;
  4. Формирование чувства ответственности - понимание и усвоение предъявляемых требований;
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей, . Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Работа по ОБЖ в ДОУ должна проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.

В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должны быть отражены основные направления, представленные в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улицах города

При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям, представленным в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной)
  2. Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня)
  3. Принцип сезонности
  4. Принцип учета местности
  5. Принцип возрастной адресованности
  6. Принцип интеграции
  7. Принцип преемственности с семьями
  8. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. - М. 1998.

2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 1989.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

4. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М., 2007

5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

6. Фисенко М.А. ОБЖ. - Волгоград., 2006.

7. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

8. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М., 2008

9. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. - С-Пб., 2008

10. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? - С-Пб., 2010

11. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»,
  2. Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.)
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно - дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Одним из актуальных вопросов в настоящее время выступает проблема безопасности. Она продиктована социально-экономической и криминальной обстановкой в стране. Вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. возможности уберечься в разных жизненных ситуациях.

Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Основная общеобразовательная программа нашего детского сада в соответствии с ФГТ обязывает нас реализовывать в своей работе содержание образовательной области «Безопасность». Эта область предполагает достижение цели - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). А так же решение следующих задач :

    Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

    Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

    Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

    Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Помимо специфических задач данной области, предусматривает решение коррекционных задач:

    Расширение кругозора;

    Развитие коммуникативной функции речи .

Задачи каждой возрастной группы прописаны в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а более подробно они сформулированы в книге «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева.

Для того чтобы достичь цели и решить задачи образовательной области «Безопасность» необходимо учитывать особенности в развитии наших детей:

недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная продуктивность запоминания, отставание в развитии наглядно-образной формы мышления (ОНР, ЗПР), как следствие

дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, у них нарушен самоконтроль. Всё это может быть причиной неправильных, необдуманных действий детей и привести к опасным жизненным ситуациям.

Давайте рассмотрим, какие разделы образовательной области «Безопасность» мы будем реализовывать в работе с детьми.

Это:

    Ребёнок и другие люди;

    Ребёнок и природа;

    Ребёнок дома;

    Ребёнок на улице.

Что же является основным содержанием этих разделов?

В разделе «Ребёнок и другие люди» мы будем говорить с детьми об опасности контактов с незнакомыми людьми, о том что нужно делать, если в дом пришёл «чужой», о несовпадении приятной внешности и добрых намерениях людей.

В разделе «Ребёнок и природа» - о ядовитых растениях, контактах с животными, загрязнении окружающей среды, о том, что в природе всё взаимосвязано.

В разделе «Ребёнок дома» - об умение обращаться с электроприборами, острыми, пожароопасными предметами, о таких источниках опасности как открытое окно, балкон, а так же об экстремальных ситуациях в быту.

В разделе «Ребёнок на улице» - о правилах дорожного движения, правилах поведения в транспорте, о том, что делать, если ребёнок потерялся на улице.

Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:

Что не надо говорить...
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.

Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
3. С тобой ничего не случится, если...
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
5. Ты можешь обратиться за помощью...

Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?

Конечно же, это разнообразные игры.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать .

Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Примером такой игры может быть игра "Незнакомец".

Основная цель: Умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого .

Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

    что-то донести до квартиры;

    что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

    что-либо показать (например, где находится аптеку, магазин и т.д.)

    проводить к родителям и т.д.

Сюжет игры может разыгрываться с игрушками как игра-драматизация или режиссерская игра, а может и как сюжетно-ролевая с использованием элементов костюмов.

Игра: "Один дома".

Цель: Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать дверь не следует даже знакомым людям.

Необходимо дать ребёнку понять, что он не должен говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: "Мама сейчас занята и не может подойти" .
В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной и т.п.)

Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам.

В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты.
Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности.

Игра «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.).

Приведу примеры таких ролевых игр-тренингов: « Если потерялся...», «Опасность», «Подкуп», «Телефонный звонок», «Дорога домой» и др.

Содержание данных ситуаций можно проиграть с детьми, используя сюжеты сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка». В этом случае дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно найти правильный выход из ситуации, придумать другое продолжение сказки, а детям младшего возраста необходимо показать правильное поведение сказочного героя.

Выбор содержания игры необходимо согласовывать с лексической темой.

В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях . Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.

Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?

Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.

Для младших дошкольников - это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась», «Куклу угощает конфетой чужой дядя» и т.д.).

Для закрепления полученных знаний можно использовать в работе с детьми и подвижные игры. Приведу примеры игр связанных с содержанием работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

В младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомые игры «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобиль» и такие как: «Машины»
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи (или имитируют движение руля) - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. По сигналу воспитателя «едут в гараж», «останавливаются». Можно усложнить задачу, подавая сигналы: «поворот налево», «поворот на право», «вперед» и т.п.

«Трамвай»
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета светофора и в соответствии с ними менять движение.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Светофор». Цель: закрепление знаний сигналов светофора, развитие произвольного внимания, самоконтроля.

Дети делятся на две команды. На зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, на жёлтый - хлопают в ладоши, на красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Игра «Повороты»
Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Можно раздать детям рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
Правила игры : Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Интересной, на мой взгляд, является и игра «Жесты регулировщика ». Дети встают в круг. По сигналу педагога дети под музыкальное сопровождение или под звучание бубна передают жезл по кругу.
Подаётся команда «Красный сигнал» - у кого оказался в этот момент в руках жезл, демонстрирует «Красный сигнал», т.е. поднимает руку с жезлом вверх, если играющий справился с заданием правильно, он продолжает играть. Не справился – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока большинство из играющих не примут участие в игре, то есть покажут сигналы «красный», «желтый» (рука с жезлом выводится вперед), «зеленый» (рука с жезлом отводится в сторону).

Игра «К своим знакам». В обручи раскладываются три дорожных знака и размещаются в разных концах площадки или группы. Детям воспитатель раздаёт аналогичные знаки. Под музыку или под звучание бубна дети двигаются по площадки. По сигналу «Раз, два, три, свой знак ищи!» дети собираются около обруча со своим знаком. Аналогичную игру можно провести с видами транспорта, а с младшими дошкольниками с сигналами светофора.

Познакомиться с некоторыми играми- эстафетами можно в журнале «Дошкольное воспитание» № 4-2007г.

В работе с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности невозможно обойтись без словесных игр .

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья» .

Воспитатель задаёт вопросы, а дети, если согласны, отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны - хлопают в ладоши или топают ногами.

    Кто из вас заметил дым, набирает 01?

    Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?

    Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?

    Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?

    Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?

    Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?

    Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?

Игра «Доскажи словечко»

Например, с использованием стихотворения С. Михалкова.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь……(открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).

Словесная игра с мячом «Как тебя зовут» в младшем дошкольном возрасте, а для детей старшего возраста можно усложнить «Как тебя зовут, и где ты живёшь?»

Можно использовать в работе всем знакомую игру «Съедобное – несъедобное» на закрепление съёдобных и ядовитых ягод, грибов.

А так же игру «Хорошо - плохо», где например детьми выявляются полезные свойства огня и его опасные последствия.

Игра «Можно – нельзя» - детям словесно предлагается ситуация, а они оценивают можно так поступать или нельзя. Игру можно проводить с мячом, с условными сигналами, например зелёный кружок можно, красный - нельзя или с движениями: можно – дети хлопают в ладоши, нельзя – топают.

Приведу пример ситуаций по теме «Ребёнок и другие люди»: Воспитатель сообщает детям, что они остались одни дома (открывать дверь слесарю; открывать дверь бабушке; говорить, что родителей нет дома; рассказывать, когда придут родители и т.п.)

Игра «Опасно - не опасно» , проводится по типу игры «Можно – нельзя». Её можно применять при ознакомлении детей с ПДД, с причинами пожара, с опасными предметами дома, при ознакомлении с правилами поведения в природе.

Игра «Опасные соседи», рекомендуется для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится с мячом. Воспитатель называет предметы быта, а дети, возвращая мяч, дают определение какой это предмет? - колющий, режущий, пожароопасный, горячий.

Например, иголка – колющая, спички - пожароопасные, нож - режущий, вилка - колющая, чайник - горячий и т.п. Одновременно отрабатывается умение детей согласовывать существительное с прилагательным.

Использование в работе словесных игр будет способствовать не только решению задач образовательной области «Безопасность», но и поможет в решении основной задачи нашего ДОУ - коррекции речи детей. Предложенные игры будут способствовать расширению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи, умению вслушиваться в речь взрослого, выполнять его словесные инструкции, развитию внимания, мышления. Словесные игры помогут детям закрепить знания о предметах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними, а значит, помогут в решении задач области «Познание». В этих играх дети учатся взаимодействовать с партнёрами, выполнять правила, а это задачи образовательной области «Социализация». Перечисленные игры могут использовать в работе не только воспитатели, но и учителя-логопеды, и дефектологи, инструктор по физической культуре.

Таким образом, использование в работе словесных игр помогает осуществить принципы, предложенные ФГТ, интеграции и комплексно-тематический, а так же и дидактические принципы: систематичности, последовательности, доступности и др.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры , в процессе которых ребёнок получает и закрепляет теоретические знания. Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. Ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко и эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождается стремление к самосовершенствованию. Этот путь позволяет нам решить поставленные задачи – познакомить с правилами безопасного поведения.

Приведу примеры таких игр. Игра «Кому позвонить?».

Цель: знание детьми номеров телефонов специальных служб.

Воспитатель на столе раскладывает картинки с разными ситуациями (горит дом, мальчик поранил руку, чужой человек стучится в дверь, девочка потерялась на улице и др.) и карточки с номерами телефонов -01, -02, -03. Затем предлагает детям выбрать любую перевёрнутую карточку, рассмотреть её и определить, по какому номеру нужно позвонить.

Игра «Разложи по местам»

Цель: Закреплять правило «Каждой вещи своё место» и последствиях не соблюдения этого правила.

На столе раскладываются предметные картинки острых, пожароопасных предметов изображением вниз и картинки с примерным местом их хранения: игольница, кухонный стол, шкаф, полка и т.п. Дети выбираю картинку, и рассказывают, куда её нужно положить и почему.

Как вариант этой игры можно использовать игры «Собери ягоды (грибы) в корзину». Съедобные дети складывают в корзину, ядовитые кладут на лесную полянку.

Вариации игры «Разрезные картинки» : «Сложи знак», «Сложи светофор» и др. Эти игры можно использовать уже со второй младшей группы, усложнить игру можно за счёт количества частей и способах разрезания картинки.

Варианты дидактических игр представлены в журналах «Старший воспитатель» № 7-2009г., «Здоровье дошкольника» № 3-2010г (пожарная безопасность). В этом журнале есть рубрика «Безопасность жизнедеятельности», где представлены конспекты, вечера досуга, правила, рекомендации родителям.

Одним из обязательных условий эффективной работы с детьми дошкольного возраста – это использование наглядности. Настольно-печатные игры как нельзя лучше соответствуют этому условию. Эти игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Производителями выпущены игры: «Так – не так», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дорожные знаки», «Дорожные знаки в картинках», «Что можно, что нельзя», «Большая прогулка», «Азбука безопасности» и др.

Для развития мышления детей, творческого применения полученных знаний в работе по безопасности можно использовать развивающие игры с кругами Лулия, например «Составь знак». На внешнем круге - символы дорожных знаков (красный круг запрещающие знаки, красный треугольник –предупреждающие знаки, синий круг – предписывающие, синий прямоугольник- знаки сервиса) на внутреннем круге - изображение ребёнка, автомобиля, велосипеда, светофора. Путём совмещения ребёнок собирает знакомый знак и называет его или придумывает новый знак для игры.

Аналогично можно придумать игры со съёдобными и ядовитыми растениями, опасными и безопасными предметами.

Морфологическая дорожка (Действия ребёнка в соответствии с ПДД). Мальчик играет в мяч около дороги.

    цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)
    2 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!")
    3 - символы - сигналы (точка - восклицательный знак - прямая линия)

По аналогии можно придумать игры на другие темы. Например, (действия детей в природе). Девочка нашла в лесу незнакомый гриб.

    цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)

    сигнал – словесный («Нельзя!», «можно»!, «осторожно!»)

    символы – сигналы (перечеркнутый кружок, плюс, восклицательный знак)

Незаменимы в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности сюжетно-ролевые игры . С одной стороны, игра самостоятельный вид деятельности ребёнка, с другой необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание. Для этого воспитатель должен уметь включать в игры проблемные ситуации, которые позволят смоделировать различные ситуации и дадут возможность детям применить на практике полученные знания по основам безопасной жизнедеятельности. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как ему поступить?). Многократное повторение в игре способов выхода из опасных ситуаций позволит сформировать навык безопасного поведения.

С этой целью в младшем дошкольном возрасте, могут быть использованы игры следующей тематики: «Семья», «Автобус», «Пассажиры», «Детский сад», «Путешествие», «Больница».

Какие же проблемные ситуации можно использовать? Например, в игре «Семья» - в дверь позвонил незнакомый человек, мама забыла на плите кашу и она загорелась, дочка потерялась и др.

В старшем возрасте помимо перечисленных сюжетно-ролевых игр можно предложить следующие сюжеты «Служба спасения», «Пожарные», «Мы – водители», «ГИБДД» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушить естественный ход игры, но, тем не менее, достичь поставленной цели, в данном случае научить детей безопасному поведению.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Например, продуктивной деятельностью: изготовлением атрибутов для сюжетно-ролевой игры, рисованием плакатов, знаков разрешающих и запрещающих и др. Или музыкально-художественной деятельностью, где могут быть использованы пластические этюды . Например, дети под музыку имитируют пламя костра: сидя – спокойное пламя; стоя – пожар. Об использовании двигательной, коммуникативной деятельности в игре мы говорили выше. Можно игру соединить и с познавательно-исследовательской деятельностью, включив её опытническую деятельность. Например, игра «Сыщики» - необходимо найти потерявшуюся иголку. Дети высказывают предположения с помощью чего это эффективнее сделать и проверяют свои предположения с использованием магнита, пластилина.

Хорошо проводить в группе ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные НОД, режимные моменты. Они помогут закреплению знаний и умений личной безопасности у воспитанников. Дети будут знать, что нужно быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, что опасно находиться у от­крытого окна, двери балкона, будут иметь четкое представление о поведении при возмож­ных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице) и многом другом

Информативными, интересными для детей являются экскурсии и целевые прогулки. Они дают детям возможность в действительности увидеть строение дороги, её разметку, дорожные знаки, работу светофора или регулировщика, правильные и неправильные действия пешеходов. А рассказ воспитателя, его пояснения, помогут детям понять взаимоотношения пассажиров и пешеходов, причины аварий и происшествий, последствия нарушений правил. Запоминающимися являются экскурсии в пожарную часть, в службу спасения, когда дети рассматривают настоящие орудия труда, машины, беседуют с сотрудников этих служб или слушают их рассказы.

Как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности можно использовать художественную литературу. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью. Детям можно читать русские народные сказки, и произведения авторов такие как: С.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Толстого «Пожарные собаки», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер» и др. Использование стихов, загадок создаёт интерес у детей и позволяет легче запомнить правила поведения, дорожные знаки. Старших дошкольников можно и нужно знакомить с пословицами и поговорками, учить понимать их смысл, а через них усваивать правила безопасного поведения.

Например:

    Дорого при пожаре и ведро воды;

    Малая искра сжигает города;

    Каждый человек загодя думает о пожаре;

    Водой пожар тушат, а умом – предотвратят;

    С огнем воюют, а без огня горюют;

    Пламя это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

Традиционными методами и приёмами работы с детьми являются беседы, вопросы поискового характера на темы безопасной жизнедеятельности.

Рассматривание картин, беседы по их содержанию, составление рассказов так же является традиционными приёмами работы с детьми, которые можно использовать как воспитателям, так и другим специалистам, т. к. это позволяет расширять кругозор детей, развивать диалогическую и монологическую речь, мышление и наряду с этим знакомить с правилами безопасного поведения.

Вечера досуга являются одной из форм работы с детьми по образовательной области «Безопасность». Они обеспечивают эмоционально положительный настрой детей на соблюдение правил безопасного поведения, актуализацию знаний и закрепление умений детей.

Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и его за пределами.


Безопасность - это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446— «О безопасности»). В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. После введения ФГОС изменился подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

  1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
  2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих условий и принципов: -системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); - включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие); -наглядность; - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). Работа в ДОУ проходит по основной программе дошкольного образования Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой " От рождения до школы, а в старшей и подготовительной к школе группе по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной, которая разработана на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Она нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: Ребенок и другие люди. Ребенок и природа Ребенок дома. Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка. Ребенок на улицах города. Содержание должно реализовываться в ДОУ по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем опасностей окружающего мира. Важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения. Программа не накладывает ограничение на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно использовать методы, адекватные возрастным особенностям детей и целям развития. Вместе с тем. В силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных условий и принципов:

  • полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
  • системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
  • сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
  • учета условий городской и сельской местности - раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
  • возрастной адресованности - содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
  • интеграции - программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;
  • координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знаний детьми;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников - это среда группы, территория, оборудование, инвентарь, учет возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Литература:

  1. Н.А. Чермашенцева «Правила безопасности»
  2. Т.Ф. Скорлупова. «Правила дорожного движения»