Как вырастить из ребенка чемпиона. Где выращивают будущих звезд российского спорта Как вырастить из ребенка спортсмена

Вырастить спортсмена – это призвание, и оно относится не только к тренерам, но и к мамам! Только они в полной мере знают, чего стоили полученные награды с медалями. Упорство важно не только для малышей, только-только начинающих свой путь, но и для родителей, ведь без него вряд ли что-то получится! Итак, может быть, есть какая-то особенная формула, превращающая ребенка в чемпиона?


Можно отвечать на этот вопрос пространно, но не лучше ли узнать, как вырастить из ребенка спортсмена, из первых уст? Относительно недавно в рамках программы P&G с говорящим названием «Спасибо, мама!» были даны рекомендации бывалых, которые будут полезны тем, кто еще сомневается и думает над перспективами:

Слезы неизбежны!

Ребенку сложно. Его поднимают рано, он испытывает нагрузки и, конечно, будет плакать. Не стоит сразу же прекращать из-за этого занятия. Нужно уделить внимание мотивации, подбадриванию.

Когда участие – тоже результат!

Порой сложно принять поражение, особенно когда до этого были одни победы. Это, пожалуй, самая сложная часть в спортивной карьере. Чтобы этого добиться, нужно научиться новому. Морально тяжело понять и принять, что победа придет, однако не сразу, не сейчас, и для этого нужно работать. Вот где нужно вступать в игру маме! Вырастить спортсмена – это иногда просто утешить свое чадо.

Кого вы растите?

Если вы отводите ребенка в спортивную секцию с одним желанием – сделать из него великого победителя и олимпийского чемпиона, то это в корне неверный подход. У мамы должны быть совсем иные цели. Желайте ребенку здоровья, организованности, собранности и других человеческих качеств.

Нравится вам или ребенку?

Нередки случаи, когда родители отдают своего ребенка в тот спорт, который по душе всем членам семьи, кроме самого ребенка. Но ведь процесс тренировок должен вдохновлять, нравиться, поэтому тут важнее отталкиваться от того, что близко дочери или сыну. Тогда и результативность будет намного выше, поскольку освоение спортивной нивы будет осуществляться с удовольствием!

Ответственность – важный момент!

Отдавая ребенка в спорт, родители берут на себя ответственность за контроль и выполнение всех требований. Не следует ждать, что к вашему сыну или дочери будет особое отношение, что будут поблажки. Это тупиковый путь. Задача матери – объяснить, что все равны, что каждый стремится стать лучшим, и только от упорства, выдержки, готовности преодолевать препятствия зависит, сможет ли в итоге маленький спортсмен достигнуть определенного высокого уровня.

Здоровье – прежде всего!


Еще один момент, который, к сожалению, очень часто упускается из виду, – это физические возможности ребенка. Прежде чем выбрать вид спорта, в обязательном порядке следует проконсультироваться у педиатра и, если будет необходимость, у других специалистов, нет ли у малыша противопоказаний этому. Далее, когда тренировки становятся систематическими и регулярными, не стоит забывать о медосмотре 2 раза в году.

Какими бы ни были ваши мотивы, стоит помнить, что занятия спортом хороши всегда при одном условии: если они не вредят здоровью – как физическому, так и психологическому.

Ничто не вечно!

Увы, спортивный талант никогда не может являться величиной постоянной, так как с течением времени и в рамках взросления физические параметры меняются. Нередки случаи, когда успешные спортсмены в начальной школе, став подростками, не могут продолжать в таком же ритме. Вот почему одна из приоритетных задач мамы – помочь своему ребенку не терять связи с реальным окружающим миром, поскольку туда он всегда сможет вернуться, если уйдет из спорта.

В качестве резюме

Конечно, ответ на вопрос, как вырастить из ребенка спортсмена, непростой. Быть мамой и так непросто, а если речь идет о малыше, который серьезно занимается, то и вовсе. Необходима масса сил, терпения, а также времени. При этом не стоит мешать тренеру . Миссия мам в ином – поддержать, помочь в организации правильного питания, поддержать морально и вытереть слезы, если это будет необходимо, прислушиваясь к желаниям своей кровинки.

Впервые в истории тверские легкоатлеты претендуют на шесть медалей чемпионата России
Такого еще не было.

На открывшемся вчера в столице Мордовии Саранске чемпионате России по легкой атлетике выступают сразу семь представителей Верхневолжья. И практически все из них – претенденты на медали.

Это Дарья Клишина – в прыжках в длину. Неоднократный чемпион страны Богдан Пищальников – в метании диска. И победительница зимнего национального первенства Ольга Иванова – в толкании ядра. Призер Кубка России Наталья Измоденова – в беге на 3000 метров с препятствием. Прыгуны тройным – тверитянин Максим Шакко и мастер спорта международного класса Александр Сергеев из Кимр. А также стайер Роман Маренков, который в очередной раз проверит свои силы в забеге на 800 метров.

Уже одним таким солидным присутствием на главном национальном старте Верхневолжье зарекомендовало себя одним из самых развитых легкоатлетических регионов в стране. При этом должно случиться что-то невероятное, чтобы Богдан Пищальников не выиграл свое очередное «золото». На протяжении последних лет участнику Олимпиады в Пекине и мужу тверитянки Ольги Ивановой нет равных в стране. Даже близко никто не стоит. Для Ивановой и Клишиной, которые в этом сезоне уже громко заявили о себе, также уже давно забронированы места на пьедестале. Спорт, конечно, непредсказуем, тем и интересен. Однако в любом случае непопадание в число призеров для них будет расцениваться как неудача.

Самое удивительное, что все это опять не благодаря, а вопреки. Ведь в Верхневолжье самый доступный вид спорта влачит, пожалуй, самое жалкое существование. На весь регион есть только один легкоатлетический стадион – в Вышнем Волочке. Да и тот по большому счету не отвечает требованиям Всероссийской федерации легкой атлетики, и на нем можно проводить соревнования только уровня даже не чемпионата, а первенства области.

Более того, наша область, наверное, единственный регион в Центральном федеральном округе, где нет легкоатлетического манежа. Вот и вынуждены спортсмены и тренеры свое зимнее первенство проводить в подмосковном Клину. Смешно, если бы не было так грустно. «Королева в изгнании» – так назывался один из материалов, опубликованных в «ТЖ» несколько лет назад о катастрофическом состоянии стадиона «Центральный» в Твери, где в то время еще были уложены легкоатлетические дорожки. Два года назад реконструкция стадиона вроде бы началась, а закончилась, как вы знаете, уголовными делами против подрядчиков. По крайней мере, сейчас «Центральный» выглядит еще хуже, чем до начала реконструкции.

Неудивительно, что звездочки легкой атлетики, зажигаясь в Верхневолжье, стремятся уехать в Москву и другие регионы, где есть хотя бы нормальные условия для тренировок. Теперь практически все они, в том числе и участвующие в эти дни в чемпионате России в Саранске, выступают за свою малую родину так называемым параллельным зачетом.

Тем не менее председатель областной федерации легкой атлетики Олег Белобров надеется, что успехи наших звезд заставят наши власти наконец-то обратить внимание на развитие легкой атлетики в регионе.

- Бывают ли безнадежные случаи, когда чемпиона не получится?

На старте опыта и навыков, которые есть у ребят, может не хватить, чтобы начать работу или обучение. Но однозначно безнадежен только случай, когда человеку неинтересно то, что он делает. Он пока пробует и ищет себя. Это вопрос мотивации, если дизайнер заинтересован, остальное - вопрос багажа.

- Какой должна быть программа развития специалиста, и как встроить его в команду?

Redmadrobot проходили момент активного роста, и нам нужно было набрать большое количество людей, сохраняя планку качества. Тогда мы разработали глобальный план. Он включал несколько частей: теоретическую - книги, статьи, гайды платформ, которые нужно было законспектировать, и практическую - дизайнеры должны придумать и развивать идеи собственных продуктов, а также каждую неделю представляли экспресс-концепты для решения нетривиальных задач: отдельных функций или редизайн существующих приложений. Этот план выматывал и воспринимался как каторга. В какой-то момент мы поняли, что это жесть.

Сейчас от плана осталась только организационная часть: знакомство со структурой компании, методологией ведения проектов и так далее. Помимо этого есть домашняя часть, она более исследовательская. Когда человек изучает материалы и прокачивает свои скиллы в определенном направлении.

Дальше у каждого специалиста своя траектория. Дизайнер может подтянуть навыки в области тестирования приложений или развиваться как арт-директор. Важно, что план не в голове у дизайнера - мы ведем таблицу, где отслеживаем прогресс специалиста и корректируем программу, если нужно. Но обучение всегда должно сочетаться с хорошими результатами по боевым проектам. Если у специалиста хороший опыт, он может сразу стать ведущим дизайнером проекта. Так было, например, с нашим дизайнером Настей Смирновой. С первого дня в компании она получила проект мобильного приложения для стартапа из Лондона.

Ребята с меньшим опытом приходят в команды, где уже есть ведущий дизайнер и, в зависимости от своих компетенций, решают конкретные задачи: доработка экранов, поддержка UI-кита, рефакторинга и так далее.

- Что нужно, чтобы вырастить звездного дизайнера?

Здесь как в спорте. В спортшколах на каждого тренера приходится по 30-50 человек - вырастить олимпийского чемпиона в таких условиях невозможно.

Поэтому я за индивидуальный подход. У каждого, кто приходит в команду Redmadrobot, есть ментор. Раз в неделю мы встречаемся с каждым из новичков, чтобы просто поговорить, причем не только о работе. Ментор и специалист могут работать над разными проектами, и такие беседы помогают подсветить моменты, которые команда проекта не видит. Сейчас у меня четыре дизайнера и один арт-директор, и железно пять часов в неделю на общение с ними. Мне кажется, это оптимальное соотношение. При этом наше общение не исчерпывается часом в неделю - ментор всегда в курсе того, что происходит у дизайнеров. Важно также, что дизайнер может сменить ментора, потому что на конкретном этапе для него важно прокачать другие навыки. Иначе чемпиона не вырастить.

А так за три месяца (в исключительных случаях) или год (в среднем) можно вырастить специалиста.

Петербургская школа женского баскетбола по праву считается одной из сильнейших в Европе во многом именно благодаря потрясающей работе с молодежью Киры Александровны Тржескал. Этот специалист умеет растить спортсменок в достаточно скудных условиях: там, где иной тренер не взялся бы за работу, у Киры Тржескал вырастают, словно цветы, звезды мировой величины.

Не обошлось в истории Киры Тржескал без знаменательного события, перевернувшего жизнь молодого тренера детско-юношеской спортивной школы Петроградского района. В 1973 году Кира Александровна Пирвиц была озабочена поисками тренировочного зала после закрытия баскетбольной секции в спортивном клубе "Молния". После нескольких отказов арендовать зал для занятий, Кире Александровне пошли на встречу в средней школе № 86, где в ту пору учителем физкультуры работал Владимир Иосифович Тржескал. Через некоторое время Владимир Иосифович и Кира Александровна уже трудились вместе. Со временем тренерский дуэт Тржескал стал знаменит благодаря своим звездным ученицам, становившимся сильнейшими на континенте и побеждавшими на Олимпиаде.

Перечислим лишь самых известных учениц Киры Тржескал: Наталья Засульская - чемпионка ОИ-1992, чемпионка Европы (1987, 1989, 1991), лучшая баскетболистка Европы 1992-1995. Илона Корстин - бронзовый призер ОИ-2004 и ОИ-2008, чемпионка Европы (2003, 2007). Светлана Абросимова - бронзовый призер ОИ-2008, чемпионка Европы-2007, чемпионка женской НБА 2010 года. Мария Степанова - бронзовый призер ОИ-2004 и 2008, чемпионка Европы (2003, 2007). Елена Карпова, бронзовый призер ОИ-2004.

Список выдающихся спортсменок, которых вырастила Кира Александровна, можно было бы продолжать и продолжать. Но обратим внимание на подрастающее поколение девушек, которые сейчас тренируются под ее руководством в спортивном зале школы №86 в Санкт-Петербурге. Тем более что пять лет назад молодежная сборная России (баскетболистки 1986 года рождения) под руководством Киры Александровны выиграла золото чемпионата Европы. В том составе сборной блистали воспитанницы Тржескал Евгения Белякова, Ирина Рюхина, Анастасия Андерсон, Вера Чистова, Екатерина Савельева и Елена Решет, три из них и школу закончили с золотой медалью, что для спортсменов редкость. И в этом тоже заслуга дуэта Тржескал. Хочется верить, что многие из нынешних 11-летних воспитанниц Киры и Владимира Тржескал взойдут на олимпийский пьедестал, как это делали их предшественницы.

Условия подготовки баскетболисток не самые лучшие

Владимир Иосифович, особенности тренировочного процесса - не единственная сложность, с которой сейчас приходится сталкиваться в работе с девушками?

Дело тренера заключается в том, чтобы найти девушек, подготовить их и потом дать результат на соревнованиях. На деле же приходится задумываться даже о том, во что будут одеты девушки. Был случай, когда из-за отсутствия формы 15-летним девушкам приходилось играть в полуоткрытых майках на глазах у мальчишек, которые ждали своей очереди сыграть в зале. Но ничего, потом эти девушки, у которых даже формы не было, в итоге стали дважды призерами Олимпийских игр. Районные спортивные школы только сейчас получили возможность провести качественные ремонты, но ведь в обычных школах площадки для занятий баскетболом не соответствуют современным требованиям. Для сравнения, в обычных школах в Финляндии достаточно нажать кнопку в спортивном зале - опускаются баскетбольные щиты, другую кнопку нажал - пол раздвигается, открывая прыжковую яму. И это при том, что при школе еще есть бассейн. У нас таких условий нет. Поэтому молодые ребята зачастую предпочитают брать справку у врача и не посещать уроки физкультуры. Пока что инфраструктура находится на слишком низком уровне, но что делать. Приходится работать в тех условиях, которые есть.

- Кира Александровна, сейчас девочек нелегко заманить заниматься баскетболом?

Раньше было проще. Сейчас родители и дети все чаще предпочитают занятия танцами, учат иностранные языки, посещают музыкальную школу. За последние два года я обошла четыреста школ. Причем некоторые школы за этот период я обошла по второму разу и обнаружила, что некоторые девицы настолько выросли и возмужали, что им этот баскетбольный мяч просто не нужен. Для того, чтобы уговорить девочку заниматься баскетболом, нужно начинать заниматься с ней в первом, втором или третьем классе. Позже уже сложнее привлечь девочек. Причем доходит до того, что на хореографию и в музыкальную школу девушки с удовольствием ходят платно, а бесплатно заниматься баскетболом не хотят.

- Наверняка у девочек есть переходный период, когда баскетбол для них уходит на задний план?

- (К.Т.) Раньше такого не было. Если человек нам не подходил, мы с ним расторгали отношения, хотя и перевоспитать пытались. Не получалось перевоспитать редко. В таком случае расставались. И ничего хорошего из таких людей не получалось. Сейчас предпочитают девушек отдавать на спорт для общего развития, поэтому стали модными занятия девочек единоборствами. И все за деньги, а если заниматься теннисом - так немалые деньги.

- Чем плох теннис для девушки, на ваш взгляд?

- (К.Т.) Я попросила девочек, занимающихся теннисом просто пробежать, чтобы посмотреть, что они из себя представляют. Бегут неважно, прыгают неважно. А в баскетболе люди должны быть физически одаренными.

Баскетболом можно заниматься почти бесплатно

- Можно сказать, что баскетбол - недорогой вид спорта для родителей?

- (К.Т.) У нас занятия бесплатные. Конечно, надо форму купить самим. Сейчас родители в основном все покупают сами, даже поездки на соревнования оплачивают сами. Но наши девочки даже если не ездят куда-то, все равно обыгрывают тех, кто уже поездил и приобрел какой-то опыт. Если говорить о деньгах, в тренировочных лагерях будущие футболисты тратят денег в десять раз больше, чем наши девочки.

- Может, не отдают в баскетбол девочек потому, что это контактный вид спорта и есть риск травмы?

- (В.Т.) Есть другое опасение: думают, вырастет большая, так кто ее замуж возьмет. Такие есть переживания. Или говорят про плечи широкие и сильные руки. Да и сообщения о том, что постоянно умирают спортсмены во время футбольных матчей или тренировок от разрыва сердца не прибавляют фанатов баскетбола среди родителей девочек. Боятся родители, что девочка может вырасти высокая и мощная. Тем не менее, девочки у нас все тонкие, можно сказать прозрачные. Но если девочка сама хочет заниматься баскетболом, то все у нее получается. Будущая призер Олимпиад Маша Степанова ездила на тренировки из Тосно - это час на электричке до Петербурга, ей приходилось три часа тратить на транспорт ежедневно, только представьте себе!

- В плане набора девушек для занятий баскетболом в России все обстоит довольно тяжело?

- (В.Т.) Нас как-то показали по телевидению, объявили о наборе в школу баскетбола девушек 1986 года рождения, так к нам никто не пришел. Для примера, в Литве объявляют, что в конце лета в течение месяца идет набор, и родители ведут сами детей на просмотр, потому что в Литве баскетбол - национальный вид спорта. Там тренеры не ходят по школам в поисках девушек, родители сами их приводят, и уже на месте тренер отбирает способных. Совершенно разное отношение в Литве и России к баскетболу.

Пахать ради мечты

- Опишите свой рабочий распорядок.

- (К.Т.) Возьмем будущий спортивный класс, девочек. Они занимаются в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу. Все дни, кроме воскресенья. Полтора, два часа. Важно качество занятия, а не количество часов. На сегодняшний день у нас нет спортивного класса, но на будущий год нагрузка будет больше, девочки будут определены в специальный спортивный класс. Пару раз в неделю у нас будут даже двухразовые тренировки. Будут две группы. Два часа одна занимается, два часа вторая. Те, кто не занимаются, делают уроки.

- Во многом приходится отказывать девушкам, чтобы вырастить из них чемпионок?

- (К.Т.) Многие из девочек, которые сейчас занимаются, из специализированных спортивных школ. Они серьезные, понимают, что надо работать, да и родители в этом заинтересованы, присутствуют на тренировках. Так что у нас даже определенный коллектив уже сложился. Дело серьезное, и все девочки настроены на работу. Все мечтают стать олимпийскими чемпионками.

- Вы можете заранее распознать способности девочки к баскетболу?

- (К.Т.) Есть талантливые девочки, но для того, чтобы сказать, что кто-то будет выдающимся спортсменом, нужно подождать как минимум класса до седьмого. Вдруг девочка перестанет расти или пойдет в ширину. И даже если у нее хорошие данные, она может оказаться неперспективной. Если она с детства высокая и дальше будет расти до 195 см - это один разговор. Если она прекратит расти и будет где-то 178 см, тогда она должна сзади играть, разыгрывающей. Но мы никого в юном возрасте не ставим на определенную позицию. Все играют там, где хотят. Все получают одинаковое задание. Приведу пример. Олимпийская чемпионка Наталья Засульская одно время была небольшого роста и играла сзади. И вдруг она в восьмом классе выросла и стала играть под кольцом. Но ее умение играть сзади дало ей большую пользу, потому что она могла и обыграть, и передачу отдать, и с точки атаковать, стала универсальным игроком. Прыгала даже лучше американок. Из нынешних девочек сложно сказать, вырастут ли звезды. Года через три скажу.

Иногда нужно и отшлепать

- Девочек приходится строго воспитывать?

- (К.Т.) Да, кому-то достаточно один раз сказать, а кому-то нужно все время пояснять и растолковывать до тех пор, пока она не поймет, что от нее требуется. Я им сказала, что не собираюсь под девочек подстраиваться. Я требую то, что положено. Не говорю ведь, что нужно сверху забивать мяч в корзину! Эти девочки - не первый мой набор, поэтому я прошу их делать то, что говорит тренер. Они пришли из разных школ, поэтому не все гладко. В какой-то школе можно волосы расплести, но у нас этого не будет. Все серьезно и скромно.

- Были ли проблемы у ваших учениц при переходе из детского спорта во взрослый?

- (К.Т.) Если говорить о поколении 1980 года, это неординарные звезды, очень непростые. С ними сложно, но интересно. Но игра того стоит. К ним нужен подход особый. Лепишь и видишь, что у тебя получается. Классу к девятому игрок уже виден, с такими и интересно, и результат налицо. Много было таких моментов, когда и ругали их. Девушка понимает, что она лучшая, но ей замечание делают лет в 16. А потом в 17 уже сама говорит, мол, Кира Александровна, я была не права. Она посмотрит, но свое дело сделает. И Степанова, и Абросимова такими были. Приходилось быть пожестче с ними. В итоге во всех возрастах наши девочки попадают в сборные, начиная с кадетов и юниоров и заканчивая молодежкой и национальной командой.

- Сейчас у вас есть такие же талантливые девочки, какие были в урожае 1980 года рождения?

- (К.Т.) Пока рановато об этом говорить. Ведь и Маша Степанова в таком возрасте, как те девочки, с которыми я занимаюсь сейчас, не была такой высокой. Она была худенькая и длинненькая, но не настолько, чтобы потом вырасти до 2.02. У нее папа ростом 197 см, я думала, Степанова как раз такой и будет. Потом смотрю, Маша и в 17 лет растет, и в 18. И в итоге 2.02 стала! Кстати, она стала первой белым игроком в женской НБА, кому удалось забить мяч сверху.

Девочки пошли слабенькие

- Нет такой проблемы, что девочки не такие здоровые нынче?

- (К.Т.) Со здоровьем, конечно, хуже сейчас дела обстоят у молодежи, чем прежде. Слабые сейчас пошли девочки, питаются не тем, чем надо. Почти у всех искривление позвоночника. Слабые физически девочки, так что приходится ждать, когда они вырастут, возмужают. Вспоминаю Илону Корстин: она была наиболее атлетично развита среди своих сверстниц. Сейчас таких мало.

- Вам ставят задачу вырастить какое-то определенной количество игроков для баскетбольной сборной России?

- (К.Т.) Я сама себе задачу ставлю, поэтому до сих пор и работаю (смеется).

- Для участия в Олимпиаде в Лондоне ваши девочки еще слишком маленькие!

- (К.Т.) Еще рановато. Сейчас ведь моим девочкам по 11 лет, они 2000 года рождения. Но я им говорю, что мы хотим делать из них олимпийских чемпионок.

- Можно ли тягаться на Олимпиаде со сборной США?

- (К.Т.) Для этого нужно подобрать настолько одаренных физически девочек, сделать из них мальчиков. Я ведь и говорю своим девочкам, что они должны работать не меньше мальчиков, чтобы стать лучшими в мире. Света Абросимова в жизни всегда была такой спокойной, но когда приходила на тренировку, это было что-то! Когда начала играть, я поняла, что это необыкновенная девчонка.

Мальчики нашим девочкам мешают

- Отношения с мальчиками портят ваших игроков?

- (К.Т.) Конечно! Нам этого не надо. Всегда пыталась девочек держать, но держи не держи, классе в девятом начинается. Мир тесен, но я никогда с мальчиками по 11-й класс своих девочек не видела. Они знают, что на первом месте должен быть баскетбол. Света Абросимова, Илонка Корстин, Маша Степанова - просто красавицы, но я им говорила: "Девочки, это вам мешает, все у вас со временем будет". В этом плане, думаю, с нынешним поколением будет сложнее. Такие разбитные сейчас пошли.

- Обилие легионеров в нашем чемпионате - на пользу?

- (К.Т.) С одной стороны да, потому что у многих иностранок многому поучиться можно. С другой стороны, наши вынуждены сидеть без дела. Легионеров уже очень много у нас, конечно. Сейчас ведь как часто делают: покупают одного игрока и в довесок вторую, которая сидит на скамейке и не играет. Парами к нам засылают, за примером далеко ходить не надо - питерский "Спартак" явное подтверждение данного тезиса.

- До скольких лет девушка может профессионально заниматься баскетболом?

- (К.Т.) Не каждый может до 40 играть. Елена Баранова молодец, до сих пор играет и по 11 подборов делает, умненькая. И это при том, что ей 38 лет. Но таких единицы. А вообще до 30 играют, некоторые до 32-х. Наши воспитанницы 1980 года рождения в Лондоне будут последний раз играть. Ну сколько можно? Они с 17 лет в этой сборной. Абросимова вообще чуть ли не с 15 лет в сборной. Но вообще все индивидуально, конечно.

Бронза на Олимпийских играх в Пекине - это потолок для нашей сборной и для ваших воспитанниц Корстин и Абросимовой в частности?

- (К.Т.) Они могли быть вторыми. Чем дальше, тем будет сложнее, потому что пока я даже не представляю, как будет выглядеть женская сборная России на следующей Олимпиаде. Пока костяк у команды есть, но что будет дальше - не известно. Может, кто-то из нынешних наших девочек сможет улучшить достижение предшественниц, ведь ставшие звездами девушки тренировались в этом же зале...


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 11»
ПРОЕКТ
«Где и как растут чемпионы в нашем городе и каким видом спорта заняться»
Выполнили: Бутаков В 7аГаськов А 7аГенинг И 7аКузовлева К 7аНовоселов В 7аТрофимоа Д 7аЗарукин В 7бШахназарян С 7б
Письменный Евгений 6бГрищенко Я 6в
Руководитель проекта: Слепкова М.С.
г.Байкальск-2017г.
Содержание.
Введение.
Цели, задачи проекта.
Теоретическая часть:
Спорт в подростковом возрасте и важность физической нагрузки.
Что нужно обязательно учитывать при выборе вида спорта для подростка?
Что такое конституция человека?
Основные типы телосложения.
4. Практическая часть:
4.1. Исследование «Тип конституции»
4.2. Сводная таблица результатов учащихся.
4.3. Таблица посещаемости учащимися спортивных организаций города
(составление диаграммы).
5. Заключение(вывод).
1.Введение.
Принимая решение заняться спортом важно четко понимать, что ты можешь, а что нет. Многие думают, что, проведя пару-тройку месяцев в тренажерном зале, они обретут мускулистую фигуру и будут неотразимы на летних пляжах. Очень скоро они оказываются сильно разочарованы - результаты не приходят, самочувствие не улучшается и вообще все плохо. "Спорт - не для меня" - говорят они. Это полная чепуха. Спорт полезен абсолютно всем. Важно понимать, что может твое тело, а это понимание начинается с понимания различий между тремя основными типами телосложения. Результат сразу не приходит и каждому нужно подбирать индивидуальную программу тренировок, но для каждого из типов телосложения имеются свои особенности.
2. Цель проекта:Провести исследование о имеющихся в городе Байкальске спортивных клубов, организаций, ДЮСШ и каким видом спорта можно заняться в нашем городе.
Задачи проекта:
-Научиться определять тип телосложения(конституции) человека и исходя из этого определить каким видом спорта следует заняться.
-Побуждение подростков к занятиям различными видами спорта.
3. Теоретическая часть:
3.1. СПОРТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ и ВАЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИПодросткам тяжелее, чем взрослым, переносить продолжительные тренировки. Подростковый организм устает быстрее, чем взрослый, но и восстанавливается быстрее.Вывод: детям можно заниматься очень часто, но непродолжительное время. То есть если режим занятий: для взрослого (любителя) – 2-4 занятия в неделю по 1-3 часа, для подростка режим может быть: 5-7 раз в неделю по 1-2 часа.
Как выбрать вид спорта для подростка?
-в баскетболе добиваются успеха в основном только высокие девушки и юноши.
-в гимнастике успешнее изящные девушки
-в тяжелой атлетике легче гиперстеникам
-бегуны, как правило, имеют длинные ноги и особое строение мышц.
Но все это вовсе не означает, что ребенок любого другого телосложения не может заниматься этими видами спорта.
Просто нужно понимать, что отдавая невысокого ребенка в секцию по баскетболу, вы вряд ли дождетесь от него серьезных успехов.
3.2. При выборе вида спорта для подростка, обязательно нужно учитывать:
Спокойному и усидчивому ребенку может быть неуютно в баскетбольной и хоккейной команде.
Азартному и компанейскому может быть совсем не интересно заниматься шахматами, ведь ему нужны команда, игра, драйв. Психологи рекомендуют командные игры и тем детям, у которых есть трудности с самодисциплиной, самоконтролем, способностью брать на себя ответственность.
Играя в команде, ребенок приобретает множество полезных навыков, адаптироваться в коллективе и работать в команде. И это помимо развития силы, ловкости, выносливости и др.
3.3.Что такое конституция человека?
Конституция человека-это особенность телосложения, которые связаны с определенными свойствами человека.
Основные типы телосложения.
Существует 3 основных типа телосложения:
-Брюшной тип(тяжёлая атлетика, борьба, метание, большой теннис, толкание ядра).
-Грудной тип(длинные кости, мышцы недостаточно сильны, но выносливы: велосипед, лыжи, коньки, бег на длинные дистанции, гребля).
-Мышечный тип(обладают высокой выносливостью: бег, прыжки, спортивная гимнастика).

Атос (Грудной), Партос (брюшной), Арамис(мышечный тип)

Практическая часть:
4.1.Исследование «Тип конституции»Число соответствующее росту, возводится в третью степень. Затем вес тела нужно разделить на полученное число. Результат определяет тип телосложения.
163830187325.
971550107950
4.2. Результаты учащихся
№ Фамилия, Имя учащегося Рост (метрах) Вес (кг) Результат Тип телосложения
1 Бутаков Вячеслав 166,0*3=480 63,0:480= 13,1 брюшной
2 Гаськов Александр 154,0*3=462 53,0:462= 11,4 грудной
3 Новослов Владислав 159,0*3=477 55,0:477= 11,5 грудной
4 Генинг Иван 158,0*3=474 48,0:474= 10,1 грудной
5 Трофимов Дмитрий 161,0*3=483 48,0:483= 9,9 грудной
6 Кузовлева Ксения 160,0*3=480 50,0:480= 10,4 грудной
7 Шахназарян Сурен125,0*3=375 40,0:375= 10,6 грудной
8 Зарукин Виктор 162,0*3=486 44,0:486= 9,0 грудной
9 Письменный Евгений 157,0*3=471 40,0:471 = 8,4 грудной
10 Грищенко Ярослав 150,0*3=450 37,0:450= 8,2 грудной
Тип телосложения Возраст, лет
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Мальчики
Брюшной 13,8 13,7 13,5 13,2 13,1 12,9 12,8 12,8 12,7 12,7
Мышечный 12,6 12,6 12,3 12,1 12,1 11,8 11,8 11,8 118 11,9
Грудной 11,8 11,4 11,1 11,1 10,9 10,7 10,6 10,9 11,0 11,4
Девочки
Брюшной 13,5 13,2 13,0 13,0 13,0 13,0 13,1 13,2 13,3 13,5
Мышечный 12,7 12,4 12,3 11,9 12,0 11,9 12,1 12,2 12,7 13,0
Грудной 11,5 11,4 11,0 11,7 10,7 10,9 11,3 11,6 12,0 12,7
4.3. Таблица посещаемости детей МКУ КДЦ «Радуга», учащимися средних образовательных школ г.Байкальска на 01.09.2016г
№ Название секции МБОУ «СОШ №10» итого МБОУ «СОШ №11» Итого МБОУ «СОШ №12» Итого
1-4кл. 5-8кл. 9-11кл 1-4кл. 5-8кл. 9-11кл 1-4кл. 5-8кл. 9-11кл 1 Пауэрлифтинг 5 5 2 3 5 3 14 17
2 Шахматы 19 19 38
3 Хоккей с шайбой 1 1 3 11 14
4 Мини-футбол 5 3 8 7 7 11 8 19
5 Волейбол 4 2 6 1 5 6 8 13 21
6 Шашки 7 Бокс 10 2 12 1 1 1 13 4 18
8 Гири 3 3 5 2 7 6 4 10
9 Лыжные гонки 9 9 2 2 4 4
10 Вольная борьба 8 9 2 19
Итого 28 15 43 1 17 11 29 34 81 45 160

Спортсмены-разрядники КДЦ «Радуга»
Гиревой спорт:
1 спорт.разряд- Карпов Константин, Шинкарёв Игорь, Сороковиков Михаил, Кравченко Андрей
БОКС
МС- ДнепровскийЕвгений
КМС- Куц Олег
3 юн.-Григорьев Артём
Пауэрлифтинг:
КМС -Ермоленко Никита, Засухин Илья
2 спорт.разряд-Засухина Анастасия
1 юн. разряд- Семенчук Анна
Таблица посещаемости детей МБОУ ДО «Детская юношеская спортивная школа г.Байкальска
№ Название секции МБОУ «СОШ №10» МБОУ «СОШ №11» МБОУ «СОШ №12» ИТОГО
1 Вольная борьба 14 66 22 102
2 Лыжные гонки 9 3 22 34
3 Шахматы 2 2 - 4
4 Ритмическая гимнастика - 18 1 19
Итого посещают: 25 89 45
Спортсмены-разрядники ДЮСШ
Вольная борьба:
КМС- Киргизова Надежда
1 юн.разряд:
Амосов Руслан, Сугробов Владислав, Масленников Владислав, Булгаков Дмитрий, Педынин Роман, Стрекицын Роман, Овчинников Антон, Вахренёв Роман, Рагель Кирилл. Лыжные гонки:
1 спортивный разряд:
Таскаев Дмитрий, Раздобудкин Владислав, Коврижных Диана,Коврижных Денис, Хороших Кристина.
2 спортивный разряд:
Димов Александр, Зуев Илья, Орлова Анна.
3 спортивный разряд:
Гаськов Александр.
1 юн. разряд:
Орлова Дарья

5. Выводы:
1.Научились определять тип телосложения человека с помощью измерений, теперь мы можем определить каким видом спорта нам заняться, а так же посоветовать другим ребятам в выборе.
2.По результатам исследования выяснили, что всё таки большинство учащихся посещают спортивные организации находящиеся по месту жительства.
3.Узнали о спортсменах-разрядниках, занимающихся в этих организациях.

Источники анализируемой информации:
Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.5-6 классы/ А.Г.Макеева.-М.: Просвещение, 2013.-63с.;
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А.Кисилёв, С.Б.Кисилёва.-Волгоград: Учитель,2011.-251с.
Интернет ресурсы.


Приложенные файлы