Как избавиться от шепелявости: упражнения. Как избавиться от шепелявости, или когда общение — в удовольствие Если ребенок шепелявит что делать

Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.

  • Снятие напряжения

Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.

  • «Чашечка»

Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж».

  • «Непослушный язык»

Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.

  • «Блинчик»

Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.

  • «Пробка»

Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.

  • «Разговор с закрытым ртом»

Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно.

  • Установка звука «ш»

Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего. Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык.
Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев. Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам.

Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом. Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения.
Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.

Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед. Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4-5 раз.

  • «Косарь»

Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря, широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7- 8 раз.

  • «Пилим дрова»

Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую), двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова. Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35-40 секунд.

  • «Паровоз»

Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад, проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35-40 секунд.

  • Скороговорки

Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками.

— Для отработки звука «ч»

Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки.

«У нас в печурочке золотые чурочки».

«Чудак под диванчик прячет чемоданчик».

Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».

— Для восстановления звука «ш»

Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку.

«Кукушка кукушонку купила капюшон».

Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».

— Отрабатывайте звук «щ»

«Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».

По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка.

  • Упражнения для дыхания

Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.
Чтобы оценить свои успехи от занятий по исправлению произношения, сделайте голосовую запись.
Проконсультируйтесь у логопеда и подберите курс для тренировки речи, с учетом индивидуальных причин шепелявости.

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Симптомы

Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:

  • неправильная постановка языка при произношении звуков;
  • затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
  • дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
  • многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.

Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Коррекция

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.


Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

Зачастую у детей возникают трудности с произношением шипящих согласных. Вариантов их воспроизведения может быть масса: от замены другими буквами до простого «выбрасывания» из слова. Главная ошибка родителей в этой ситуации – это игривое подражание малышу. Коверкать звуки не стоит, так как такая привычка способна очень прочно укореняться. И чем дольше ребёнок шепелявит, тем сложнее от этого будет избавиться.

К исправлению ситуации желательно приступать как можно раньше, в идеале – когда малыш только начал произносить звуки неправильно. Для этого существуют определённые упражнения, которые вполне можно использовать в домашних условиях.

С чего начать?

Делать зарядку для языка следует правильно. Все упражнения должны выполняться определённым образом, и главное условие – язык следует расслабить. Во время проведения занятий родители должны контролировать правильность произношения. Малышу необходимо постараться привыкнуть не выставлять язык перед зубами и не засовывать его между ними.

Зарядку следует проводить в непринуждённой атмосфере. Когда всё происходит легко и без напора со стороны взрослых, ребёнок чувствует себя спокойно. Уясните для себя – ничего нет страшного в том, что он стал шепелявить, не делайте из этого трагедию и обязательно хвалите малыша при малейших положительных результатах.

Что это у тебя? – Блинчик?

Дети очень любят фантазировать, что позволяет легко превратить любые упражнения для коррекции произношения в игру. Попросите малыша представить, что в ротике у него находится не язычок, а маленький блинчик. Последовательность проведения такой зарядки будет следующей:

  • кладём «блинчик» на нижние зубки, слегка выдвинув его вперёд;
  • мягко опускаем верхнюю челюсть и постукиваем ею о язык – получается весёлая дразнилка;
  • спустя несколько секунд движения прекращаем и даём «блинчику» отдохнуть.

Поверьте, немного фантазии и позитива с вашей стороны, и ребёнок будет делать это с удовольствием.

Как сделать «чашечку»?

Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.

  1. Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
  2. Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.

С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.

Как выработать правильный звук «Ш»?

Чтобы малыш стал чётко выговаривать согласный шипящий звук «Ш», необходимо прибегнуть к помощи простейшей гимнастики для губ. Упражнения выполняют так:

  • просим ребёнка закрыть ротик и интенсивно пожевать;
  • растягиваем разомкнутые губки в улыбке, челюсть при этом не разжимаем;
  • складываем губы в трубочку и вытягиваем их;
  • в конце поочерёдно делаем трубочку/улыбаемся и с каждым разом увеличиваем скорость.

Не останавливаемся на достигнутом!

Спустя несколько занятий можно увидеть положительный результат. Но на этом останавливаться не стоит. Продолжают упражнения простейшие скороговорки.

Итак, ребёнок стал показывать успехи в произношении отдельных шипящих, теперь согласные звуки необходимо связать с гласными. Можно использовать двухбуквенные сочетания, но эффективней всё же сразу переходить к трёхбуквенным.

  • «аша-ашо-ашу»;
  • «ажа-ажо-ажу»;
  • «аса-асо-асу» и т. д.

Если ребёнку так делать трудно, то первую гласную можно опустить. Несмотря на то, что данная зарядка называется скороговоркой, уделять внимание стоит не скорости произношения, а артикуляции. Пусть малыш повторяет за вами. Главное – чёткость проговаривания.

Родители, обратите внимание!

Если ребёнок начал неправильно произносить шипящие, то решить проблему поможет только ваша настойчивость и своевременное решение этой ситуации. Желательно пройти осмотр у ЛОР-врача и убедиться, что у малыша нет проблем с пазухами носа и аллергии, которые могут мешать ему свободно дышать с сомкнутыми губами.

Если ваш ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти, то постарайтесь искоренить эти привычки. Именно они могут быть основными провокаторами шепелявости. Упражнения принесут свои плоды только в том случае, когда язык «научится» и «привыкнет» находиться в правильном положении.

Чтобы малыш начал говорить правильно и чётко произносил шипящие, необходимы непринуждённая обстановка и ваша безграничная любовь. Никогда не показывайте, что это какой-то дефект. Дети очень остро реагируют на негативное поведение со стороны родителей и могут почувствовать себя неполноценными. А от этого во многом зависит их дальнейшая социализация. Любите, заботьтесь, и всё обязательно получится!

Те или иные дефекты произнесения звуков встречаются у подавляющего большинства людей. Общее название таких состояний – дислалия . Многие мелкие несовершенства даже не улавливаются на слух неспециалистами или воспринимаются, как индивидуальные речевые особенности, а не как нарушения.

"Шепелявость" или сигматизм – состояние, которое заметно и самому говорящему, и его собеседникам. Оно нередко становится причиной психологических трудностей, комплексов. У детей дошкольного возраста подобные неправильности звуковоспроизведения могут исправляться самопроизвольно, без вмешательства логопеда. Но нередко и люди старшего возраста продолжают шепелявить – и исправить такой дефект можно только при участии специалистов.

Причины шепелявости

К неправильному произнесению звуков могут приводить следующие причины:

  • Дефекты анатомического строения челюстно-лицевого аппарата – неправильный прикус, расположение зубов, слишком большой или, наоборот, укороченный язык, короткая уздечка языка, неправильное строение свода неба и так далее;
  • Неврологические дефекты, нарушающие движения артикуляционного аппарата;
  • Психологические причины – стрессы, трудности коммуникации;
  • Социальные причины – подражание речи близких людей;

Как правило, присутствует сразу несколько предпосылок для развития шепелявости. Например, неврологические несовершенства, связанные с нарушениями внутриутробного развития, и психологические трудности, вызванные теми же проблемами неврологии.

Из этого списка причин можно сделать еще один важный вывод : если у вашего ребенка присутствуют такие предпосылки к шепелявости – не стоит ожидать, что данный дефект дикции исправится сам собой с возрастом. Например, если у малыша есть диагноз, поставленный невропатологом, или стоматолог указал на неправильность развития челюстей, зубов, неба – отправляйтесь и к логопеду. Ведь, чем раньше начать комплексное лечение – тем успешнее оно будет.

Диагностика

Опытный логопед-дефектолог способен выявить основные причины шепелявости. При необходимости он отправит пациента на консультацию к стоматологу, челюстно-лицевому хирургу, невропатологу, сурдологу, ЛОРу и так далее.

Понятно, что, если дефект связан, например, с неправильным положением зубов, строением языка – если возможно, следует исправить эти несовершенства. В этом случае логопед начинает свою работу после устранения органических причин. Если шепелявость вызвали неустранимые дефекты – дефектолог стремится минимизировать их последствия.

Лечение шепелявости

Конечно, наибольшую важность в работе логопеда имеет индивидуальный подход . В некоторых случаях достаточно лишь объяснить, как правильно произносятся звуки и выработать привычку правильной речи. Чаще приходится иметь дело с целым комплексом проблем, которые требуют такого же комплексного решения.

Все подопечные логопеда занимаются артикуляционной гимнастикой . Хорошие результаты дает логопедический массаж . Пациенты любого возраста должны получать психологическую поддержку и со стороны специалиста, и со стороны ближнего окружения. Акцент должен делаться не на его ошибках, а на достижениях, как бы малы они ни были. Важно восстановление и поддержание навыков активной социальной коммуникации .

Как избавиться от шепелявости у взрослых

Рассмотрев возможные причины данного дефекта дикции, вы можете понять, что без обращения к дефектологу здесь не обойтись. Ведь самостоятельно определить истоки шепелявости и тем более наметить пути их устранения – невозможно.

Но есть несколько советов , которые помогут любому человеку, даже не имеющему заметных проблем с дикцией, сделать свою речь более гармоничной:

  1. Раз в день занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Комплекс упражнений должен затрагивать весь речевой аппарат – язык, губы, щеки. Также, следует развивать дыхательную систему, вырабатывать правильный стереотип дыхания (затрагивающее нижние отделы легких, с опорой на диафрагму).
  2. Выберите несколько скороговорок или фраз, в которых использованы сложные для вас звуки и постепенно приближайтесь к их правильному произнесению. Двигайтесь от малого к большему – сначала тренируйте отдельные звуки, потом слоги, потом слова, потом части фраз, потом скороговорку целиком. Стремитесь не к скорости, а к гармоничному звучанию.
  3. Как можно больше читайте вслух нараспев, пойте.
  4. Нормализуйте свое психологическое состояние. Высыпайтесь, не пренебрегайте приятным дружеским общением.

Схема артикуляционной гимнастики

Язык:

  • Высуньте язык и сделайте 10 движений справа-налево и 10 движений вверх-вниз. Облизывайте губы и щеки по часовой и против часовой стрелки. Амплитуда должна быть максимальной. Не торопитесь, тяните язык в каждую сторону;
  • Нажимайте языком на щеки и верхнее небо;
  • Свертывайте язык в трубочку, перекручивайте его вправо и влево, сделайте из языка «лодочку» (не высовывая изо рта) и старайтесь произнести звук «з»;
  • Чуть высуньте язык и покусывайте его зубами;
  • Для расслабления языка, высуньте его (без напряжения, буквально, вывалите изо рта) и шумно выдыхайте, чтобы он вибрировал;

Губы:

  • Чередуйте широкую улыбку и губы «трубочкой». При упражнении не разжимайте губ;
  • Сложите губы трубочкой и старайтесь указывать ею налево, направо, вверх и вниз. Потом, опишите круг по часовой и против часовой стрелки;
  • Втяните губы внутрь и «шамкайте ими, покусывайте губы зубами;
  • Для расслабления – шумно выдыхайте, подражая лошади;