Хорошо развито логического мышления у ребенка. Развиваем логику у ребёнка правильно. Методика развития логического мышления у детей

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

План урока:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • тюль;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

Представьте, у вашего ребенка:

  • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
  • потрясающие познавательные способности;
  • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
  • рассуждает логически правильно;
  • взвешенно принимает решения.

Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.

Вся логика для детей онлайн!

Увлекательные упражнения и задания с ответами и комментариями. Выбирайте возраст ребёнка:

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 7-8 лет
  • 8-9 лет
  • 9-10 лет
  • 10-11 лет

Интерактивные элементы активируют образное мышление, вовлекают детей в игру. Предложите ребёнку наши нестандартные задачи на логику и мышление . Начните с 15-20 минут в день.

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.


Мотивация и социальный аспект

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.


В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы , упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн в игровой форме - современный и эффективный подход к развитию логики у детей.

Видео по теме

Порой маленькие дети рассуждают и ведут себя вполне разумно. А вот насколько им присуща логика в мыслях и поступках? Нужно ли вообще развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста? Для чего это пригодится и как это следует делать?

Инструкция

Разумеется, полезно, фактически необходимо, чтобы ребенок к моменту поступления в умел хотя бы медленно читать и понимать прочитанное. Без близкого знакомства с цифрами и умением прибавить-отнять в пределах десяти за школьной партой так же будет сложно. Но любой недостаток в информации гораздо легче восполнить ребенку, наученному рассуждать логически, а багажа знаний, данного будущему школьнику в семье и детском , очень скоро начнет недоставать для успешного преодоления школьной программы. По этой причине, наравне со знакомством с окружающим миром, чтением и азами математики необходимо развивать логическое мышление у .

Первые шаги в этой области должны быть совершенно незаметны для и носить характер беседы или игры. Говорить главным образом придется, конечно, взрослому. «Яблоко ты сам скушал, а арбуза хватит на всех, он ведь гораздо больше яблока», «Отчего травка мокрая? Дождь был! Правильно», «Во дворе кто-то лает, там, наверное, есть кто? Верно, собака», а если ребенок дополнит этот вывод своим мнением, что собака лает на или что с собакой гуляет человек - значит, он включился в вашу логическую игру и принял правила.

Когда ребенок уже довольно уверенно делает выводы, надо предлагать ему для решения как жизненные ситуации: «Надо в , а на моросит, будем?» Выслушивать варианты, возможно и нелепые, хвалить за те, где звучит логическое рассуждение, а если выберете иной вариант, то так же коротко и логично обоснуйте его.

Для дошкольника, уже знакомого с решением простейших арифметических примеров, полезно будет обсуждение того, почему то число меньше этого, и «больше»- «меньше» для наглядности можно преподнести в виде действий с предметами, «Пять фломастеров, вот ты два отнял-убрал, стало три, это же меньше?».

Логика – это не просто последовательность в рассуждениях, но и целая наука, которую изучают и исследуют. Если любознательность или необходимость привела вас к этому учебнику, а времени и сил на занятия, не приносящие видимой пользы, мало, то возникает резонный вопрос: зачем нужна логика?

Видео по теме

Логическое мышление помогает не только решать определенные задачи, касающиеся вашей профессиональной деятельности, но и во многих жизненных ситуациях оказывает неоценимую помощь.

Инструкция

Кому-то логическое мышление дано от , а кто-то прикладывает немало усилий к тому, чтобы развивать его. Однако тренировка логического мышления также и первым, дабы не терять возможности подаренные . Как же тренировать мышление? Существует несколько способов.

Курсы по развитию логического мышления. На таких курсах основной упор делается на игры, направленные на развитие внимания, игры- , интеллектуально-познавательные и творческие занятия, а также реконструкция жизненных различных ситуаций в игровой форме. Плюсы таких тренингов заключаются в том, что тренировки происходят в команде, состоящей из нескольких , что положительно влияет на информативное восприятие полученного на занятиях материала. К минусам таких курсов можно отнести их высокую стоимость. Сейчас довольно часто встречается , когда подобные тренинги проводятся сотрудникам офисов, за счет компаний.

Для тех, кому посещать тренинги не позволяют средства и возможности, литература, направленная на тренировку логического мышления, является одним из основных способов повысить свой уровень знаний в этой области. При этом такая литература может быть различной: научно-познавательной или развлекательной. К разряду научно-познавательной можно отнести работы и заслуженных педагогов, специализирующихся в вопросах развития способностей и . К разряду развлекательной литературы можно отнести различные печатные издания с головоломками, загадками и т.п.

Сегодня на рынке представлен довольно широкий ассортимент игр, направленных на развитие и тренировку логического мышления. В основном это компьютерные игры, более подходящие для взрослых, а также часть настольных игр, которые увлекут , начиная с возраста четырех лет.

Видео по теме

Для раннего обучения малыша стоит выбирать те игры, которые помогают развитию логики и математических способностей.

Логическое мышление - одно из основных отличий человека от животного мира. Благодаря навыку анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи люди во многом и достигли того уровня цивилизации, который нас окружает. И потому так важно научить малыша мыслить логически. Как это сделать?

Развивайте логику как можно раньше

Многие считают, что способность к логике исключительно врожденная, почти как творческий талант: есть либо нет. Но это в корне неверно! Да, достичь высот логического анализа дано не всем, для этого нужен особый склад ума. Но даже средний уровень достижим - главное, чтобы было желание работать над собой. И у детей это желание есть! Понаблюдайте за грудными, еще не умеющими говорить и ходить детьми: с каким неподдельным интересом и усердием они изучают окружающий мир. Это и есть их самые первые тренировки логического мышления. Ребенок, пробуя на ощупь мягкое и твердое, сравнивает на вкус кашу и свой слюнявчик, опрокидывает , трясет погремушкой, - в этом всем он как раз обнаруживает свойства предметов, учится их определять и устанавливать между ними те самые причинно-следственные связи. Круглый мяч катится, квадратный куб - нет. Каша сладкая, слюнявчик не очень. Перевернул бутылку горлышком вниз - из нее все вытекло. А взял погремушку в руки - она зашуршала. И так малыш познает логику окружающего мира.

Поэтому тренировать логическое мышление можно и нужно - это важно не только для учебы в саду и школе, а и в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие у детей логики качественно изменяет мышление, оно улучшает , внимательность, и способствует повышению речевой активности. Ребенок эффективнее осваивает слова, быстро запоминает их и легко употребляет, заметно проще строит предложения и делает логические выводы с последовательными аргументами. Вывод напрашивается сам собой: вы должны мотивировать и такую кроху на активную мыслительную деятельность. В столь юном возрасте это возможно за счет знакомства с как можно большим количеством предметов - хотя бы в области простейших игрушек. Упомянутые , пирамидки, фактурные и игрушки - все, что малыш, лежа в кроватке или на развивающем коврике, может крутить, вертеть, бросать, изучать. И старайтесь быть рядом, комментируя действия - это ему на пользу, даже если он еще не понимает речь.

Работайте на примере имеющихся игрушек

А как только ребенок станет вести уже более-менее осознанный образ жизни, ходить и говорить, а главное - спрашивать и отвечать, можно усложнять задачи по логике. Ничего нового не потребуется, можно обойтись теми же игрушками, которые ребенок изучал. Начать можно с простого: пусть ребенок сравнит пару игрушек и скажет, в чем они разные, а в чем похожие. Например, мячик круглый, а кубик квадратный, зато оба - желтого цвета (малыш, естественно, должен знать для такого наблюдения). Перенесите упражнение буквально на все: пусть сравнит кошку и собаку, цветочек и дерево, солнце и луну - и лучше, если он сам выделяет заметную разницу или похожесть, даже если для вас его наблюдения будут неочевидными. Когда малыш усвоит данный прием, можно дополнить его. Например, выставить целый ряд игрушек и попросить слева сложить те, что красного цвета (круглой формы, из резины, выглядящее как живое существо), а справа - остальные. В таком случае крохе понадобится выделить ключевую, заданную характеристику, абстрагируясь от остальных, и отсеять те предметы, что такой характеристикой не обладают.

Далее можно подключать упражнения на обобщение. Ребенку в таком случае нужно предложить набор предметов, объединенных общим признаком или содержанием, которые надо ему назвать. Так, машинка, - это все игрушки. Яблоко, груша, банан - фрукты. Ель, куст, трава с цветочком - все они растения. А чтобы малыш эффективнее выделял характеристики предмета, нужно преподать ему уроки анализа. Возьмите какую-то его любимую игрушку и попросите его описать ее как можно детальнее. Плюшевый медведь - он какой? Он крупный. Мягкий. Серый, ворсистый, приятно пахнущий, с круглыми глазками и швом из ниток на животе. Поначалу ребенок будет перечислять все это с трудом, но с каждым разом анализировать станет проще. При этом неплохо в этом случае просить его еще и синтезировать новую информацию на основе такого анализа. Допустим, дайте лист бумаги и карандаш, когда закончит с характеристиками, и попросите нарисовать медведя по этому списку: какая у него форма, какие лапы, глаза, живот, окраска. В этом случае ребенок попытается множественные детали объединить в одно целое - важнейшее умение логики.

Общайтесь как можно больше

Для многих упражнений на развитие логического мышления вам вообще не нужны аксессуары - достаточно вести диалог с ребенком, задавать вопросы, загадки, устные головоломки. Например, очень хорошо помогает выделение характеристик предметов при помощи ассоциаций: вы называете предмет или явление, знакомое малышу, а он говорит, что вспоминает, чувствует. Вариантов будет море: вы сказали «солнышко», он сказал «тепло», вы сказали «зонтик», он - «дождь», вы сказали «шоколад», он - «сладкий» (при этом просите пояснить его, почему у него такая ассоциация). Также предложите поиграть в игру «Отгадай слово». Вы загадываете предмет, а ребенок при помощи наводящих вопросов угадывает, о чем речь. Чтобы ему было понятнее, можно сыграть и наоборот: он загадывает что-то, а вы спрашиваете: это живое существо, это съедобное, это круглое, это оранжевое, это апельсин? Разумеется, подойдут и загадки: и простые (что это: зеленое, приятно пахнет, зимой приносят домой и украшают игрушками перед ?), и классические в виде забавных стишков.

Постоянное общение с ребенком должно стать для вас правилом. Нужно говорить с ним обо всем, что видите, спрашивать, что он думает, просить предположить, что произойдет дальше в том или ином случае. При этом черпать «вдохновение» можно как в обычной жизни, так и в искусстве. Так, спросите его, какой можно сделать вывод, если папа достал с балкона свои удочки? Ответ: видимо, он собрался на рыбалку. Или почему мама взяла кошелек и сумку? Наверное, она пойдет в магазин. Вернулась с сумкой, полной овощей? Делаем вывод: она будет готовить обед. Или, допустим, вы смотрите с ним мультик, и его герой что-то сделал - поставьте на паузу и спросите, что, по мнению малыша, произойдет дальше, какое будет следствие у этого поступка. Можно задавать и более простые вопросы: что произойдет с камешком и что с листиком, если кинуть их в воду; как изменится кусочек льда, если положить его на батарею; что случится с горящей свечой, если подуть на нее… А еще предлагайте заканчивать какое-то простое предложение: «Солнце по утрам восходит, а по вечерам…», «Трава зеленая, а небо…», «Папа любит кушать…» и т.п.

Усложняйте постепенно

Позднее, годам к 3-4, когда ребенок будет справляться с такими заданиями, ему можно предложить более сложные игры. Это создание узоров с помощью (в ней необходимо сортировать элементы, выбирая нужные для определенного рисунка), сборка пазлов (они требуют навыка фильтрации деталей и работы с частями целого) и (где все его действия подчинены определенной последовательности). Не обойтись и без настоящих головоломок: кубик Рубика такому малышу еще, конечно, рано, но в продаже достаточно забав на логику для детей подобного возраста. Не забудьте и про книжки с ребусами и различными заданиями из серии «найди 10 отличий», «отыщи что-то на картинке», «выведи героя из лабиринта» и т.п. А еще разнообразьте упражнения на логику с помощью цифр. Считайте с малышом конфеты, машины, птиц, играйте в детское домино, приобретите специальные наборы с математическими задачками для самых маленьких - и обязательно разбирайте их вместе. Кстати, немало таких игр имеет аналоги в виде приложений для смартфонов или - попробуйте и их!

Но главное: запаситесь терпением. Тренировка логического мышления не будет быстрой, она продлится практически все время воспитания ребенка. А даже если что-то не получается сразу, не отчаивайтесь, вернитесь к более простым заданиям. И ни в коем случае не ругайте ребенка, он должен чувствовать вашу поддержку и веру в него. Это всегда окрыляет детей, и они с готовностью пытаются снова и снова справиться с неподдающимся заданием. И еще: страшно не когда малыш сделал неправильный логический вывод, а когда он его не сделал вовсе. Потому, если он замолчал и даже не знает, что ответить, не стыдите, а аккуратно, мягко подтолкните его к правильному направлению, чтобы ему казалось, будто он сам нашел верный ответ. Это может укрепить уверенность в себе и смелее браться на новые задания. Главное, чтобы ваши подсказки не стали для него и для вас единственно возможным выходом из ситуации.

12 76374
Оставить комментарии 10