Гедонировать что это. Гедонизм как новая религия Гедонист и эгоист - разные люди

Основоположником гедонизма считается Аристипп (435-355 гг.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристипу находится именно в физическом удовлетворении.

Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью освобождения от беспокойства (атараксии) и боли не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению - или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

«Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

Основной парадокс гедонизма

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать. Эту формулу вывел Эпикур, но он не является гедонистом, как ошибочно полагает большинство.

Ссылки

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Гедонировать что это

Данное слово означает философское направление, которое разработал древнегреческий философ Аристипп, современник Сократа. Основной смысл этого учения, по Аристиппу – это получение максимального физического удовольствия.

А в чем тогда разница с эгоистом?

Вообще сказать, что кто-то не получает удовольствия от жизни, значит соврать. Скорее не осознает этого удовольствия.

ВЕДЬ ЖИЗНЬ ЖЕ ПРИЯТНАЯ ШТУКА, ПУСТЬ ДАЖЕ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ.

И разница какая с сибаритом?

Хотя понятия близкие. не знаю. запуталась.=)

Это получается богатый гедонист- сибарит?

А богатый эгоист- не гедонист, но и не сибарит.

Кто такой гедонист?

Гедонист - человек,любящий удовольствия.У такого человека удовольствие становится главной добродетелью и целью в жизни.И смыслом в жизни.

Гедонистом можно назвать человека, который думает об своем удовольствии в жизни. Гедонист наслаждается жизнью и делает то, что ему нравится, а не то, что навязывает общество. Также надо отметить, что гедонизм относится к этическому учению, который практиковался в Древней Греции.

Гедонист стремится к комфорту и избегает страданий.

Гедонист - это тот человек, который разделяет взгляды гедонизма. А гедонизм - это философское направление, где смысл жизни заключался в том, чтобы придаваться наслаждениям и удовольствиям. В принципе в этом ничего плохого нет, НО во всём надо знать меру.

Термин "гедонизм" пришел к нам из Древней Греции:

Гедонистами считают людей, которые живут в свое удовольствие - оно является их высшей целью и к этому они стремятся всю свою жизнь.

Заложил это учение еще Аристипп, а продолжил Эпикур.

В Древней Греции философом Аристиппом было положено начало учению под названием гедонизм, который повествовал, что счастливым станет тот, кто будет получать от жизни только удовольствие. Приверженцев этого учения и называют гедонистами. К сожалению в жизни невозможно получать только удовольствие, происходят и огорчения от нас независящие.

На лекциях по философии, профессор рассказывал нам про гедонизм, сие слово с греческого можно перевести, как "удовольствие". Выходит, что гедонист есть последователь сего учения, человек, который живёт так, чтобы получать удовольствие в жизни.

Гедонист это человек, который является приверженцем гедонизма, учения Древней Греции. Это учение заключается в приверженности наслаждению. Впервые понятие появилось в учении Эпикура. Противоположностью гедоизма является аскетизм.

Гедонистами называют людей, которые считают, что нужно жить, получая много удовольствий. Гедонисты предаются гедонизму. А гедонизм переводится с древнегреческого языка как удовольствие.

Вообщем это люди, живущие полной жизнью и получающие почти всё, что хотят. К сожалению в нашей действительности не все это могут себе позволить. Во-первых потому, что для этого требуются либо большие деньги, либо связи и возможности. А во-вторых потому, что вокруг есть много людей, осуждающих подобный образ жизни, вот они своим мнением и сковывают слегка гедонистов.

Гедонистом называют человека, который придерживается генодистского учения. Учение в свою очередь построено на принципе, что наслаждение для человека есть все, это высшее благо и цель жизни, зародилось оно еще за 400 лет до нашей эры. На самом деле наслаждение это удовлетворение потребностей, по сути большинство людей именно этим и занимаются. Потребности людей бывают разные, одному достаточно крыши над головой и будет ему наслаждение, а другому этого мало и он хочет роскошный особняк, дорогую машину, охрану и прислугу.

Гедонист - последователь жизненной философии, ставящей во главу угла различные наслаждения, даруемые жизнью. В противовес аскетам, гедонисты стремятся сорвать побольше сладостных плодов с древа жизни, успеть прочувствовать все удовольствия.

Гедонист не видит смысла в том, чтобы сознательно стремиться к страданиям и скудному существованию.

Гедонист - это человек, который следует генодистскому учению, которое гласит о том, что самым важным в жизни является получение удовольствий - это и есть цель всей жизни каждого индивида.

Гедонисты стремятся к гедонизму, который в переводе и означает "удовольствие". Для таких людей получение удовольствий - это смысл жизни.

ГЕДОНИЗМ

В христианской традиции Средних веков идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде - в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое время идеи Г. оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности - в другом), которые в конечном счете привели к кризису Г. как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот кризис. Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической т.зр., удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что Г., утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 .

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 .

Философский энциклопедический словарь. 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 .

Смотреть что такое «ГЕДОНИЗМ» в других словарях:

ГЕДОНИЗМ - (греч., от hedone наслаждение). Система греч. философа Аристиппа, считавшего чувственные наслаждения высшим благом людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕДОНИЗМ [ >

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Гедонизм в философии, его принципы. Гедонизм - это.

Вопрос о наслаждении чрезвычайно актуален для современного человека. Сейчас почти каждый представитель рода человеческого хочет трех вещей:

Причем удовольствие и счастье в большинстве случаев сливаются в один феномен. Люди полагают, что, достигнув наслаждения, они доберутся и до высшей точки человеческого существования - счастья.

Что такое гедонизм

Гедонизм – это система ценностей, усматривающая высшую цель человеческого существования в наслаждении. Для гедониста наслаждение и счастье - синонимы. Причем здесь совершенно неважно, от чего человек получает наибольшее удовольствие: от чувственных (сексуальных, гастрономических) или интеллектуально-духовных (чтение книг, просмотр фильмов) наслаждений. Интеллектуальные усилия и чувственные удовольствия ставятся в один ряд тогда, когда первые не преследуют цель обучения, а совершаются исключительно ради наслаждения. Другими словами, можно сказать, что гедонизм – это, помимо всего прочего, еще и деятельность, не отягощенная целью и какими бы то ни было внешними или внутренними результатами. Например, человек смотрит фильмы и читает книги только ради развлечения или повышения самооценки.

Гедонизм глубоко укоренен в природе человека

Наверное, самый широко известный психолог XX века З. Фрейд положил в основание своего учения (психоанализа) принцип гедонизма (удовольствия). По мнению австрийского врача, человек – природный гедонист. В младенчестве его потребности удовлетворяются непосредственно и быстро: жажда, голод, потребность в материнской опеке. Когда же человек вырастает, общество предъявляет к нему требования и настаивает на том, чтобы он контролировал, сдерживал свое стремление к удовольствию и удовлетворял свои потребности в подходящее время. Говоря психоаналитическим языком, общество хочет, чтобы «принципу реальности» подчинялся «принцип удовольствия».

Таким образом, общество в некотором смысле управляет человеком посредством «жетонного метода»: поучился, потрудился – насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из одного сплошного удовольствия, потому что такая форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации.

Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению

Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм – это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.

Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы – это такие же «крысы», которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?

Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.

Еда и секс как ловушки для ценителей чувственных удовольствий

Но в группе риска не только любители экспериментов со своим сознанием. Обжорам и сластолюбцам тоже не следует расслабляться. Правда, первые теряют человеческих облик и разрушают только себя, а вот вторые вполне могут навредить и другим.

Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл

Здесь не будет подробного описания сюжета фильма, потому что это не входит в задачи, но следует сказать, что Кэтрин Трамелл – это классический случай гедониста, перешедшего границы добра и зла. Почему она это сделала? Потому что ей стал скучен обычный секс, и она обратилась к сексу, сопряженному с убийством для остроты ощущений. Если наслаждение не преследует никакой моральной цели, то оно быстро наскучивает. Человек переходит от одного наслаждения к другому, нигде не находя покоя (классическое описание такого состояния дано у С. Кьеркегора в его книге «Наслаждение и долг»). Затем он также случайно, не замечая, оставляет позади все моральные общественные установления. И если мера скуки превысила все возможные пределы, то гедонист не остановится даже перед убийством – все только для того, чтобы себя хоть как-то развлечь. Кстати, таким человеком был еще и римский император Нерон. При этом вышесказанное не означает, что само наслаждение или стремление к нему преступно. Само удовольствие не может быть каким-то образом морально окрашено. Гедонизм – это преступление, но только тогда, когда удовольствие для человека самоценно и ему решительно все равно, из какого источника его черпать.

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение – это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Наслаждение и смысл жизни

Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни – гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениями. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать.

Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр и Эпикур). Для них гедонизм в философии – это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий.

Были, конечно, и те, кто настаивал на наслаждении во всех его многообразных формах (например, мыслители эпохи Возрождения). Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. И в обществе тотального потребления всего и вся как нельзя кстати придется определение о том, что гедонизм в философии – это главным образом отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий.

Гедонизм

Значение слова Гедонизм по Ефремовой:

Гедонизм - Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям.

Гедонизм в Энциклопедическом словаре:

Гедонизм - (от греч. hedone - удовольствие) - направление в этике,утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотивчеловеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренскойшколой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом. В новоевремя характерен для утилитаризма.

Значение слова Гедонизм по словарю медицинских терминов:

гедонизм (hedonismus; греч. hedone удовольствие, наслаждение) - см. Гипергедония.

Значение слова Гедонизм по Психологическому словарю:

Гедонизм - Гедонизм (греч. hendone - наслаждение) - античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и духовное.

Значение слова Гедонизм по Религиозному словарю:

Гедонизм - Направление в этике, утверждающее личное наслаждение как высшую цель и мотив человеческого поведения. Идеи гедонизма развиты Аристиппом и школой киренаиков. У Эпикура и его последователей гедонизм сближается с эвдемонизмом. В новое время проявления гедонизма характерны для утилитаризма.

Значение слова Гедонизм по словарю Ушакова:

ГЕДОНИЗМ, гедонизма, мн. нет, м. (от греч. hedone - наслаждение) (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий.

Определение слова «Гедонизм» по БСЭ:

Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение)

этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологического Натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен Аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами Эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (Атараксия).

Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этической теории Утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи Г. разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики - Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.; Письма и фрагменты Эпикура, в сборнике: Материалисты древней Греции, М., 1955: Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы, пер. с нем., СПБ, 1912; Гельвеций К. А., О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938; Гольбах П. А., Система природы или о законах мира физического и мира духовного, Избр. произв., пер. с франц., т 1, М.. 1963.

Слово гедонист

Слово гедонист английскими буквами(транслитом) - gedonist

Слово гедонист состоит из 8 букв: г д е и н о с т

Значения слова гедонист. Что такое гедонист?

Гедонисты (hedonist), последователи гедонизма (от греч. hedone - "удовольствие") - учения о том, что высшим благом и целью жизни является удовольствие.

Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н. э.). Таким образом, у гедонистов единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения, и избежание того, что не удовлетворит те или иные желания.

ГЕДОНИЗМ - философская доктрина, провозглашающая удовольствие целью жизни. Аристиппа из Кирены (произведения его утеряны) историки считают одним из первых гедонистов.

Жюлиа Д. Философский словарь. - М., 2000

Тест на уровень гедонизма

Название теста

Есть версия он-лайн

Предназначение

Гедонизм - направленность человека на получение удовольствий, наслаждений. Гедонизм присущ всем животным, является системообразующим для поведения. Когда говорят о гедонизме как о негативном явлении, то подразумевают, что человек слишком увлечён получением сугубо физиологических удовольствий: в еде, в пьянстве, в сексе и т.д. При этом удовольствия не имеют никакого конструктивного смысла: человек переедает ненужную пищу, пьёт вредный для здоровья алкоголь, курит вредный для здоровья табак. Классический портрет настоящего гедониста: объевшийся человек идёт в туалет, где вызывает рвоту чтобы продолжить пиршество. Гедонисты не получают удовлетворения от решения интеллектуальных задач, достижения сложных целей. Они не способны на длительные лишения и «полёт духа». У настоящих гедонистов редко бывают какие-то жизненные принципы кроме принципа гедонизма. Хотя гедонисты и эгоистичны по своей природе, они легко сходятся с другими гедонистами. У них много друзей, и частенько они делают хорошую карьеру благодаря этому.

Оцениваемые качества

Возрастная категория

Порядок проведения

Ниже приведены 25 утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то отметьте слово «да». В противном случае отметьте «нет». Старайтесь не пропускать утверждения. Долго не задумывайтесь над ответом.

Задания

2. Лучше я немного поголодаю, но не буду есть невкусную пищу. да / нет

3. Я пью спиртное, и при этом не самое дешёвое. да / нет

4. Я считаю, что это нормально, когда люди стараются забыться от проблем. да / нет

5. Я обожаю кураж и настоящее веселье. да / нет

6. Я знаю по себе, что такое похмелье по утрам. да / нет

7. Интересные знакомства мне обычно сулят новые развлечения. да / нет

8. Хотя бы раз мой сексуальный партнёр говорил мне, что я человек изысканный в вопросах секса. да / нет

9. Мне частенько говорят, что у меня хороший вкус. да / нет

10. Иногда я себя на время специально лишаю чего-то чтобы потом получить от этого удовольствие вдвойне. да / нет

11. Редкая неделя у меня проходит без выпивки. Хоть немного, но всё равно пью. да / нет

12. Иногда я хожу по магазинам ради развлечения. да / нет

13. На протяжении последних трех месяцев я хотя бы раз употреблял запрещённые наркотики. да / нет

14. Может быть, я и не могу себе позволить иметь всё самое лучшее в этой жизни, но я стремлюсь хотя бы раз попробовать это, знать про это. да / нет

15. Я редко испытываю чувство вины за любовь к наслаждениям. да / нет

16. Если у меня болит голова, то самое лучшее - это лечь полежать. да / нет

17. Надо баловать себя каждый день. да / нет

18. Иногда я слушаю понравившуюся мне песню раз по десять за один день. да / нет

19. У меня есть вечерние традиции самоублажения. да / нет

20. Чем бы я ни занимался, всегда стараюсь выжать максимум удовольствия для себя. да / нет

21. Иногда я делаю себе подарок в виде общения с приятным человеком. да / нет

22. Если на столе стоит два блюда: здоровое неизысканное и изысканное нездоровое, то я отдам предпочтение второму. да / нет

23. Если играет приятная музыка, рядом интересный человек, я могу выпить больше. да / нет

24. Я курю. да / нет

25. У меня никогда не возникает желания помешать кому-нибудь наслаждаться едой, выпивкой и т.д. да / нет

Обработка результатов

0-5 баллов. Вы настоящий аскет. Способны к самоотречению и перенесению трудностей. Свою жизнь Вы стараетесь максимально упростить. Вы знаете своё предназначение, и ограничиваете свои потребности в соответствии с этим предназначением. Вы любите много думать, и от решения интеллектуальных задач получаете настоящее удовольствие. Может быть, Вы и верующий человек, но свободны от догм религии. Культура не является для Вас средством развлечения, в ней Вы ищете полезное для своей жизни. По возможности, Вы стараетесь обогатить культуру. Общение с посторонними людьми Вы сводите к необходимому минимуму. Многие люди считают Ваш характер тяжёлым, потому что не могут понять Ваших принципиальных позиций. Вы сильны духом и при желании можете «свернуть горы». Ваше слабое место - отрицание обязанностей, которые накладывает на Вас общество и государство и которые Вы считаете дурацкими и чуждыми Вам. Вынужденные компромиссы сильно снижают Вашу самооценку и могут вызвать апатию. Многие люди считают Вас нигилистом, который отрицает всё на свете. Старайтесь по возможности быть более открытыми для таких людей. Вряд ли у Вас много друзей.

6-13 баллов. Вы скорее аскет, нежели гедонист. В случае необходимости легко переносите трудности. Вы работоспособны, любите добиваться чего-то сами. Любите и решения интеллектуальных задач. Вы критичны, но особенно критиковать не любите. Вы не очень общительны. Скорее всего, у Вас всего лишь несколько постоянных собеседников, с которыми иногда приятно поболтать о разных вещах. У Вас есть жизненные принципы. Вы редко переедаете, перепиваете и так далее. Но для Вас существует серьёзная опасность сорваться.

14-19 баллов. Вы скорее гедонист, нежели аскет. Любите вкусно поесть, иногда напиться, пообщаться с приятными людьми и так далее. Про Вас можно сказать, что «ничто человеческое ему не чуждо», однако помните, что настоящий человек это человек разумный, человек социальный. Думайте о других людях, помогайте им добиваться жизненных целей. Старайтесь жить конструктивно, рационально решая возникающие проблемы. Для Вас главная опасность - скатиться в глубокий гедонизм.

20-25 баллов. Вы настоящий гедонист. Может быть, у Вас много друзей, которые души в Вас не чают. Может быть, Вы достигли замечательных продвижений по карьерной лестнице. Но Вы настоящий гедонист и живёте животной жизнью. Вы неспособны на самоотречение и перенесение трудностей. Внешне Ваша жизнь ярка и богата событиями. Но внутренне Ваша жизнь пуста и бессодержательна. Вы специалист по развлечениям и вряд ли блещете ещё в какой-нибудь сфере. Самое слабое Ваше место - здоровье, которое не может выдержать столь бурную эксплуатацию организма.

Когда у большинства появилась свобода выбора и какое-никакое материальное благополучие, они перестали сосредотачиваться на выживании и начали думать о том, как распорядиться свободным временем. Среднестатистическому человеку стали доступны удовольствия, которые еще сто лет назад были прерогативой крошечной элиты. Гедонизм, пылившийся в закромах истории со времен Эпикура, наконец дождался своего часа и очень быстро вышел в топ ценностей постмодернистского общества.

Не в меньшей мере счастьем и позитивными эмоциями землян озабочен бизнес.

Ученые выяснили , что счастливые сотрудники работают на 12 % продуктивнее несчастных. Поэтому в штате таких компаний, как Google, Zappos и McDonalds появилась должность «генеральный управляющий счастьем» (chief happiness officer - CHO ) - HR 2.0, который диагностирует эмоциональное состояние сотрудников и управляет им.

Арно Коллери, первый в мире СНО (генеральный управляющий счастьем)

Но счастливые клиенты - еще одна головная боль бизнеса, потому что в условиях перенасыщенного рынка продать просто хороший товар и даже отличный сервис становится все труднее. Клиентам нужно предложить что-то большее - сильную эмоцию. С этой задачей компаниям помогают справиться нейромаркетологи, которые делают примерно то же самое, что в свое время нейробиолог Джеймс Олдс : исследуют реакции нашего мозга и воздействуют на тот участок, который отвечает за предвкушение удовольствия. То есть стимулируют у потребителя выделение нейромедиатора дофамина, который заставляет его совершать нужное действие - покупку.


Кроме нейромаркетологов с эмоциями (и нейромедиаторами) клиентов работают «менеджеры впечатлений» (customer experience manager - CEM ). Они анализируют опыт, получаемый клиентом в процессе взаимодействия с компанией, и моделируют его таким образом, чтобы клиент испытывал сильные положительные эмоции.

Вы точно знаете, что такое хорошая работа CEМ, если хоть раз бывали в моллах IKEA (особенно европейских). Боитесь заблудиться? Просто следуйте по маркированному маршруту. Сомневаетесь? Присядьте, полежите, попробуйте включить и выключить. Ваши дети устали? Отведите их в игровое пространство, где они будут под присмотром и смогут выплеснуть свою энергию. Проголодались? Добро пожаловать в ресторан. Что-то купили? Придите домой, соберите свой стол и почувствуйте себя причастным к бренду IKEA.

Технологии - незаменимый инструмент в индустрии счастья. Например, технология распознавания лиц, которую американская сеть Walmart использует в видеокамерах магазинов, чтобы сканировать эмоции своих покупателей и с помощью полученных данных ими управлять. Или «коврики счастья» со встроенными нейросенсорами, придуманные авиакомпанией British Airways. Сенсоры сканируют реакции мозга спящих пассажиров и измеряют степень их удовлетворенности. В момент, когда пассажир чувствуют себя максимально расслабленно и комфортно, коврик меняет цвет с красного на синий.

Вам не терпится узнать точный уровень своего счастья и научиться им управлять? Просто установите нужное приложение на свой смартфон. Например, Happify . Сначала оно задаст вам несколько личных вопросов, а потом предложит индивидуальную программу прокачки счастья. Разработчики уверяют, что их упражнения основаны на научных исследованиях, и, выполняя их, вы снизите уровень стресса, улучшите здоровье или найдете свое призвание. Приложение MyMoodTracker будет собирать информацию о вашем настроении и внешних факторах, которые могут на него влиять: сон, физические нагрузки, лекарства, менструальный цикл, стресс, боль. С его помощью вы отследите свои триггеры, узнаете, что делает вас радостным, и сможете управлять настроением. Никакого волшебства - только hard working.

Ученые Массачусетского технологического института пошли еще дальше и придумали систему для измерения счастья, в которой задействованы умные часы Pebble и смартфон с приложением Happimeter . Часы собирают физические данные (температура тела, сердечный ритм, уровень физической активности, эмоциональное состояние). Приложение спрашивает, насколько счастливым и активным вы себя ощущаете. Затем оно синхронизирует полученные данные (а также информацию о погоде, вашем местоположении и дне недели), показывает одно из девяти эмоциональных состояний, в котором, по его мнению, вы сейчас находитесь, или прогнозирует, какие эмоции вам может принести грядущий день.


Счастье в законе

Хайп вокруг темы счастья вырастил его актуальность до уровня государственных интересов. Экономисты (Лайд Ричард, профессор Лондонской школы экономики), социологи (Рут Винховен) и психологи (Мартин Селигман) заговорили о том, что счастье граждан - измеримый показатель, который так же важен для оценки эффективности государственной политики, как уровень их здоровья и благосостояния.

В высших эшелонах власти все чаще звучит мысль, что подход, на основе которого успешность государственной политики измеряется уровнем ВВП, устарел, а в основу нового должно быть положено счастье людей.

Мерять успешность государственной политики уровнем счастья граждан впервые (1972 год) начал Бутан - крошечная буддистская монархия, зажатая между Индией и Китаем. Его король Джигме Сингье Вангчуку придумал заменить понятие ВВП на ВНС - валовое национальное счастье . Получилось хорошо. В пересчете на счастье и на фоне соседей благополучие Бутана выглядит прилично, несмотря на то, что с 1971 года он возглавляет список наименее развитых стран .

Пример Бутана вдохновил экономически благополучные страны поработать с уровнем счастья своих граждан. Это произошло как раз после мирового экономического кризиса 2008-го. В 2009-м президент Франции Николя Саркози заявил, что если в формулу ВВП добавить «индекс счастья», это поможет справиться с кризисом. В конце 2010 года правительство Великобритании выделило два миллиона фунтов стерлингов на измерение индекса счастья британцев. А в 2015-м там появилась организация What Works Center for Wellbeing , которая помогает руководству королевства делать своих подданных счастливее.

В 2011 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Бутана и в согласии с 50 государствами, среди которых Франция, Великобритания и Япония, приняла резолюцию «Счастье: целостный подход к развитию» , в которой рекомендовала использовать счастье как показатель развития страны. Быстрее всех на эту инициативу отреагировал Китай и в том же году ввел собственный индекс счастья. В 2013 году Южная Корея основала программу «Счастливое обучение для всех». А в сингапурскую программу «Изучение личности и гражданской сознательности» была включена оценка общественно-эмоционального состояния. В 2014-м в Давос на Мировой экономический форум впервые пригласили Матье Рикара, биохимика, ставшего буддийским монахом, и включили в программу 25 семинаров на тему душевного и физического здоровья.

В контексте госпрограмм счастье понимается как удовлетворенность граждан жизнью, и оно вполне осязаемо.

Шварц убежден, что сверхвыбор, в котором живет западное общество, на самом деле не дает свободу, а забирает ее и лишает человека удовольствий. Потому что, во-первых, процесс выбора отнимает много сил. А во-вторых, когда человек наконец определился, он тут же начинает жалеть и изводить себя мыслями о том, что, вероятно, другой вариант был лучше. Знакомо?

Выходит, что чисто гипотетически идея свободного выбора людям нравится. И даже делает их счастливыми. Но на эмпирическом уровне все наоборот. Или не совсем наоборот, а как с доходами: выбор связан со счастьем, но есть предел.

Кроме всяких парадоксов, у современных критиков гедонизма есть еще один важный козырь. Дело в том, что до недавнего времени усилия большинства социологов, психологов и нейробиологов были сосредоточены только на изучении гедонистического вида счастья . Но смотреть на счастье нужно шире.

На минутку вернемся вглубь веков и вспомним Аристотеля, который, подобно современным ученым, парировал своим оппонентам и разработал концепцию эвдемонического счастья. Человек испытывает его, когда концентрируется не на своих эмоциях, а на внешнем мире и имеет какую-то цель в жизни, когда осознает свою причастность к чему-то большему, чем он сам. Удовольствие от вкусного ужина, захватывающего фильма или победы любимой футбольной команды - классические гедонистические радости жизни - дают мгновенный эффект (счастье), который быстро исчезает. Нейробиологи вам объяснят , почему. Воспитание детей или волонтерская работа не всегда связаны с удовольствием, но дают ощущение, что в жизни есть смысл, и она проходит не зря. Особенно хорошо это работает в длительной перспективе. И с этим нейробиологи согласятся тоже.


За последние пять лет было проведено несколько исследований в области эвдемонического счастья. В 2013 году психологи Стив Коул и Барбара Фредриксон изучили , как организм на генетическом уровне реагирует на чувство счастья и наличие у человека смысла.

Оказалось, что на неприятности и гедонистические удовольствия организм человека реагирует одинаково - стрессом. А вот у людей, в жизни которых есть смысл, ученые не заметили такой реакции. При этом испытуемые - гедонисты - чаще всего отмечали, что они счастливые люди, а те, у кого есть смысл в жизни, - нет.

Эмили Эсфахани Смит, главный редактор аналитического центра при Стэндфордском университете, на протяжении пяти лет изучала исследования психологов, философов и неврологов, а также интервьюировала людей, чтобы выяснить, что делает их счастливыми. Результат своих исследований она представила в книге, опубликованной в начале 2017-го, «Сила смысла» (The Power of Meaning: Crafting a Life That Matters) и во время . Эмили Эсфахани пришла к выводу, что гонка за счастьем делает людей несчастными, в то время как поиск смысла ведет к большему удовлетворению. Люди обретают смысл в жизни, когда ощущают свою сопричастность и полезность для кого-то, помимо себя, и когда развивают свои лучшие качества.

В этом же году нейроэкономисты Цюрихского университета Филипп Тоблер и Эрнст Фер провели эксперимент, во время которого просканировали мозг испытуемых и обнаружили , что люди, которые хотят осчастливить других, а не себя, ощущают больше счастья. А нейробиологи Ричард Дэвидсон и Брианна Шуйлер выяснили , что эвдемоническое счастье полезно для здоровья: люди с целью в жизни быстрее восстанавливаются после стресса, чем те, у кого ее нет.

Конечно, перечисленные исследования не перечеркивают все сказанное сторонниками гедонизма. И не ставят точку в изучении счастья. Но, судя по результатам новых исследований и их интенсивности, meaningful life имеет все шансы стать новым мейнстримом. А китайцы с их большой коммунистической мечтой - образцовыми счастливчиками.

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор)


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом , поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма , как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг ». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов


Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего , поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности , поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов . С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.

Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего ус пеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма


Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.
Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма . Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла . Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья


Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья . Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойно й. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора


Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.

На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас , а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста.

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:
. УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
. СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.
Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.

Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым

Название теста

Тест на уровень гедонизма

Есть версия он-лайн

Предназначение

Данный тест предназначен для выявления уровня гедонизма. Тест можно применять и для самотестирования, и в профессиональной деятельности психолога (при полной открытости испытуемого).

Гедонизм - направленность человека на получение удовольствий, наслаждений. Гедонизм присущ всем животным, является системообразующим для поведения. Когда говорят о гедонизме как о негативном явлении, то подразумевают, что человек слишком увлечён получением сугубо физиологических удовольствий: в еде, в пьянстве, в сексе и т.д. При этом удовольствия не имеют никакого конструктивного смысла: человек переедает ненужную пищу, пьёт вредный для здоровья алкоголь, курит вредный для здоровья табак. Классический портрет настоящего гедониста: объевшийся человек идёт в туалет, где вызывает рвоту чтобы продолжить пиршество. Гедонисты не получают удовлетворения от решения интеллектуальных задач, достижения сложных целей. Они не способны на длительные лишения и "полёт духа". У настоящих гедонистов редко бывают какие-то жизненные принципы кроме принципа гедонизма. Хотя гедонисты и эгоистичны по своей природе, они легко сходятся с другими гедонистами. У них много друзей, и частенько они делают хорошую карьеру благодаря этому.

Оцениваемые качества

Возрастная категория

18+

Порядок проведения

Ниже приведены 25 утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то отметьте слово "да". В противном случае отметьте "нет". Старайтесь не пропускать утверждения. Долго не задумывайтесь над ответом.

Задания

1. Я всегда стараюсь следить за появлением новых кинофильмов. да / нет

2. Лучше я немного поголодаю, но не буду есть невкусную пищу. да / нет

3. Я пью спиртное, и при этом не самое дешёвое. да / нет

4. Я считаю, что это нормально, когда люди стараются забыться от проблем. да / нет

5. Я обожаю кураж и настоящее веселье. да / нет

6. Я знаю по себе, что такое похмелье по утрам. да / нет

7. Интересные знакомства мне обычно сулят новые развлечения. да / нет

8. Хотя бы раз мой сексуальный партнёр говорил мне, что я человек изысканный в вопросах секса. да / нет

9. Мне частенько говорят, что у меня хороший вкус. да / нет

10. Иногда я себя на время специально лишаю чего-то чтобы потом получить от этого удовольствие вдвойне. да / нет

11. Редкая неделя у меня проходит без выпивки. Хоть немного, но всё равно пью. да / нет

12. Иногда я хожу по магазинам ради развлечения. да / нет

13. На протяжении последних трех месяцев я хотя бы раз употреблял запрещённые наркотики. да / нет

14. Может быть, я и не могу себе позволить иметь всё самое лучшее в этой жизни, но я стремлюсь хотя бы раз попробовать это, знать про это. да / нет

15. Я редко испытываю чувство вины за любовь к наслаждениям. да / нет

16. Если у меня болит голова, то самое лучшее - это лечь полежать. да / нет

17. Надо баловать себя каждый день. да / нет

18. Иногда я слушаю понравившуюся мне песню раз по десять за один день. да / нет

19. У меня есть вечерние традиции самоублажения. да / нет

20. Чем бы я ни занимался, всегда стараюсь выжать максимум удовольствия для себя. да / нет

21. Иногда я делаю себе подарок в виде общения с приятным человеком. да / нет

22. Если на столе стоит два блюда: здоровое неизысканное и изысканное нездоровое, то я отдам предпочтение второму. да / нет

23. Если играет приятная музыка, рядом интересный человек, я могу выпить больше. да / нет

24. Я курю. да / нет

25. У меня никогда не возникает желания помешать кому-нибудь наслаждаться едой, выпивкой и т.д. да / нет

Обработка результатов

Подсчитайте количество ответов "да".

0-5 баллов . Вы настоящий аскет. Способны к самоотречению и перенесению трудностей. Свою жизнь Вы стараетесь максимально упростить. Вы знаете своё предназначение, и ограничиваете свои потребности в соответствии с этим предназначением. Вы любите много думать, и от решения интеллектуальных задач получаете настоящее удовольствие. Может быть, Вы и верующий человек, но свободны от догм религии. Культура не является для Вас средством развлечения, в ней Вы ищете полезное для своей жизни. По возможности, Вы стараетесь обогатить культуру. Общение с посторонними людьми Вы сводите к необходимому минимуму. Многие люди считают Ваш характер тяжёлым, потому что не могут понять Ваших принципиальных позиций. Вы сильны духом и при желании можете "свернуть горы". Ваше слабое место - отрицание обязанностей, которые накладывает на Вас общество и государство и которые Вы считаете дурацкими и чуждыми Вам. Вынужденные компромиссы сильно снижают Вашу самооценку и могут вызвать апатию. Многие люди считают Вас нигилистом, который отрицает всё на свете. Старайтесь по возможности быть более открытыми для таких людей. Вряд ли у Вас много друзей.

6-13 баллов . Вы скорее аскет, нежели гедонист. В случае необходимости легко переносите трудности. Вы работоспособны, любите добиваться чего-то сами. Любите и решения интеллектуальных задач. Вы критичны, но особенно критиковать не любите. Вы не очень общительны. Скорее всего, у Вас всего лишь несколько постоянных собеседников, с которыми иногда приятно поболтать о разных вещах. У Вас есть жизненные принципы. Вы редко переедаете, перепиваете и так далее. Но для Вас существует серьёзная опасность сорваться.

14-19 баллов . Вы скорее гедонист, нежели аскет. Любите вкусно поесть, иногда напиться, пообщаться с приятными людьми и так далее. Про Вас можно сказать, что "ничто человеческое ему не чуждо", однако помните, что настоящий человек это человек разумный, человек социальный. Думайте о других людях, помогайте им добиваться жизненных целей. Старайтесь жить конструктивно, рационально решая возникающие проблемы. Для Вас главная опасность - скатиться в глубокий гедонизм.

20-25 баллов . Вы настоящий гедонист. Может быть, у Вас много друзей, которые души в Вас не чают. Может быть, Вы достигли замечательных продвижений по карьерной лестнице. Но Вы настоящий гедонист и живёте животной жизнью. Вы неспособны на самоотречение и перенесение трудностей. Внешне Ваша жизнь ярка и богата событиями. Но внутренне Ваша жизнь пуста и бессодержательна. Вы специалист по развлечениям и вряд ли блещете ещё в какой-нибудь сфере. Самое слабое Ваше место - здоровье, которое не может выдержать столь бурную эксплуатацию организма.

Год разработки теста

2008

Номер версии

1.0

Постоянная ссылка

Библиографическая ссылка

1. Тест на уровень гедонизма [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.12.2008..html (25.12.2008).