Благовещение Пресвятой Богородицы.
Вербное воскресенье
Благовещение - благая весть о грядущем рождении Христа. Имя Христос означает «Спаситель», наречено архангелом Гавриилом Богомладенцу. В этот день оно было возвещено миру.
Благовещение - один из самых больших праздников весны. И люди, и звери, и птицы, и растения этому дню радуются, и даже солнце «играет».
Третья встреча весны. Первая встреча - на Сретенье, вторая - на Сороки. Сороки - 9/22 марта. Сорок мучеников истязались морозом на покрытом льдом армянском озере. Как будто бы в память о них весенняя природа посылает сорок морозов.
Весеннее равноденствие. На Сороки день с ночью мирится, равняется. 8 апреля - Вербное воскресенье.
Примечали:
Если на Благовещение снег еще лежит на полях, то лето будет неурожайное.
Хорошая погода в день Благовещения предвещает хороший урожай в этом году, ясная до захода - изобильный сенокос.
Благовещение прошло, гляди - гром греметь будет.
С Благовещением мураши и комары оживают.
Благовещение - самый большой у Бога праздник.
На Благовещение весна зиму поборола.
На Благовещение и на Пасху грешников в аду не мучат.
На Благовещение аист прилетает и медведь встает.
Благовещение - птиц на волю отпущение.
На Благовещение птица гнезда не вьет.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение.
Пасха
Светлое Воскресение Христово названо Пасхой и считается главным праздником Христианской Церкви. Воспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели, поста и Святой недели Пасхи.
От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц.
Примечали:
На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой дождь - добрая рожь.
На Пасху ведро - все лето будет ведренным.
В народе убеждены что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество, на Крещение, на Благовещение, на Иоанна Крестителя (Праздник Ивана Купалы - 24 июня / 7июля).
Вознесение Господне
Переходящие праздники - Вознесение и Троица - принадлежат к числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев. Хотя в зависимости от дня Пасхи время их празднования разнится год от года весьма значительно, это не меняет их общего смысла: приходи они раньше или позже - это прежде всего праздник торжествующей весны, наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое возрождение. Благодаря этому и связанные с ними обычаи имели особую поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, играх, обрядах и поверьях. Вознесение празднуется на сороковой день от Пасхи.
Примечали:
Не приходится Вознесение в среду, а в четверг.
На Вознесение в поле не работали. С Вознесения запахивали.
На Вознесение пекли лесенки и приговаривали: «Лети, Христос, на небеса, тащи рожь за волоса», - потом ставили печенье в рожь.
На Вознесение пекли блины, пироги с первым луком зеленым, делали яичницу и драчены, ели это в полях. «На снедь Христу».
Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем в остальные дни.
Придет Вознесеньев день,
Сбросит весна-красна лень,
Летом обернется-прикинется,
За работу в поле примется.
Эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
†Рождество Христово | 7 января |
19 января | |
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) | 7 апреля |
†Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие недвунадесятые праздники:
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
- епископ Александр Милеант
- Ю. Рубан
- Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
- Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
- Тропари двунадесятых праздников
Праздники христианские
Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.
После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса – очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.
Праздники весной – это не только 8 марта, 1 и 9 мая. На Руси весенних праздников всегда было куда больше. Некоторые из них тянутся еще с языческих времен, неким образом приспособившись к православному календарю и христианству и гармонично влившись в церковные традиции.
Весенние праздники славян
Первый весенний праздник, который праздновался еще в языческой Руси – (Масляница) или сырная неделя. Этот весенний народный праздник предполагает проведение цикля обрядов, связанных с проводами зимы и оканчивается сжиганием чучела, символизирующего зиму. Перед этим всю неделю люди веселятся, угощают друг друга блинами и другими яствами, участвуют в кулачных боях, катаются на санях и водят хороводы.
Сжигание же чучела у наших предков олицетворяет возрождение, аналогичное с птицей Феникс, через гибель. После этого пепел чучела, а также выброшенных в костер старых вещей, развевали по полям, чтобы с новым урожаем наступило новое возрождение, пришел достаток и благоденствие.
Другой русский весенний праздник – Веснянки , встреча весны. Как и масленица, празднование проходит в разные дни в соответствии с церковным календарем. До этого же он был привязан к астрономическому весеннему равноденствию – 22 марта.
Празднование сопровождается зазываниями весны при помощи заклинаний. И поскольку начало весны ассоциируется с прилетом птиц, главное средство заклинания – приготовление жаворонков и куликов, которых затем клали на возвышенные места или подбрасывали в воздух. Действо сопровождается обрядовыми песнями, призванными приблизить весну.
Еще один весенний праздник, связанный со встречей с весной – «Алексей – с гор потоки ». Празднуется он во время Великого поста. С этого дня крестьяне начинали готовиться к полевым работам. Православная же церковь в этот день вспоминает Алексея – человека Божьего.
Пасхальный цикл праздников
– праздник, празднуемый всегда за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается вход Господа в Иерусалим, незадолго до своих мучений и смерти на кресте. Верующие встречали его с пальмовыми ветвями, выстилая ими дорогу, потому другое название праздника – Пальмовое воскресенье. В этот день все православные идут в церковь и освещают веточки вербы и приветствуют Христа, пришедшего спасти человечество от вечной смерти.
Главный весенний праздник, несомненно, это – Пасха . Чудесное воскресение Иисуса Христа является не просто праздником, но наиболее значимым событием в мировой истории. В этом – вся суть христианства и смысл веры, надежды на спасение.
К пасхальным традициям относится приветствие «Христос Воскресе – Воистину Воскресе», «христование» крашенными яйцами, освещение куличей и пасок.
Народные гуляния с хороводами, песнями и играми, продолжавшиеся иногда до 2-3 недель после Пасхи именуются Красная горка. Этот праздник известен еще с древних времен, он также приурочен к встрече весны.
Спустя 50 дней после Пасхи православные отмечают праздник Троицы или Пятидесятницы. Все украшают свои дома зелеными веточками и цветами, что символизирует расцвет человеческой добродетели, а также напоминает о явлении Троицы Аврааму в Мамврийской дубраве. Украшенный зеленью храм напоминает ту самую дубраву.
Весенние детские праздники
Для того, чтобы привить детям любовь к истории своего народа и его традициям, лучше всего с пеленок вовлекать их в празднования исконно русских праздников.
Организация встречи весны может быть очень яркой, нестандартной и веселой. Тем более, что есть множество готовых сценариев разных торжеств и гуляний.
Православные праздники весны
Тема: «Православные праздники весны»
1) изучать традиции русского народа,
2) развивать словарный запас, кругозор, интеллект обучающихся,
3) воспитывать любовь к родному краю, к его национальным традициям.
Оборудование:
· мультимедийный проектор,
· компьютер,
· магнитола,
· плакаты.
1. 3вучит песня "Край ты мой любимый" в исполнении Надежды Кадышевой.
(Дети лепят жаворонков)
Ведущий: Сегодня мы хотим Вам рассказать о народных праздниках весны.
Чтец: К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Ведущий: Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
Дети: "Весна красна цветами, а осень снопами".
"Весенний день год кормит".
"Весна днем красна".
"Весной дождь парит, осенью мочит".
"Весной - ведро воды, ложка - грязи,
Осенью - ложка воды, ведро - грязи".
Ведущий: Дети, весной мы отмечаем большие праздники: День равноденствия (день с ночью равняется), 22 марта - праздник Сороки. Прилетают птицы, в этот день пекут по 40 птичек из теста (Жаворонков).
Дети (встают, берут "жаворонков", подходят к окну и вместе просят):
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела.
Весь хлеб у нас поела.
(Дети садятся за парты)
Ведущий: А какие птицы прилетают в наши края?
Чтец: Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы.
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Чтец: Скворцы
Знакомые звонкие песни,
Мы сразу узнать их смогли.
Ребята, ребята!
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли.
Чтец: Ласточки
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Ведущий: А какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?
Дети: "Грач на проталинку, скворец на прогалинку".
"Увидел скворца – знай: весна у крыльца".
"Птице крылья не в тягость".
"Птица не сеет, не жнет, а сыта живет".
"Глупа та птица, которой гнездо свое не мило".
Ведущий: Молодцы! А теперь поиграем.
Игра "Прилетели птицы "
Задание: Да - хлопаем
Нет - топаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки, стрижи, мячи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, зерно,
Даже совки - плюшки.
Лебеди, скворцы, дерево.
Вы всё молодцы!
Ведущий: Теперь, дети, поговорим с вами о посте и праздниках, которые принесли для нас на своих крыльях птицы.
Кто знает, что такое пост?
Дети: Пост - это время, когда надо оставить вредные привычки.
Не есть мяса, молока, яиц.
Нельзя танцевать.
Говорят, что строгий пост
Замедляет детский рост.
А я, братцы, на посту
Посмотрите, как расту.
Ведущий: В народе говорят: " Мост на семь верст". Так в народе называют пост. Почему?
Чтецы: Он длится семь недель.
1 неделя Чистыми должны быть
Дом, двор, человек и его душа.
2 неделя Для вышивки и шитья.
3 неделя Трудятся добрые
женские руки,
Ткут холсты,
Плетут кружева.
4 неделя Средокрестная
В среду мальчики ходили по домам с песенкой. Хозяева плескали их водой и угощали печеньем в виде креста.
Мальчики – росточки молодые.
Крест – древний знак жизни и плодородия.
Похвальная
(в честь Богородицы)
Ведущий: Праздник связан с христианским мифом об Архангеле Гаврииле, который возвестил о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа.
Чтец: С колокольни звон, звон!
Благовест зовется он,
Звони, мой колокол, звони!
Зови людей к себе, зови!
Лети, лети, благая весть,
Что храм открыт
И служба есть.
И люди, звери, и растения – все радуются этому дню.
В этот день красна девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет.
6 неделя Вербная
Чтец: Веточки вербы украшали цветами и ленточками, освещали в храме.
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Священной вербой ударяли детей и животных, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди».
7 неделя Страстная
Чтец: Люди заботятся о чистоте в доме, душе.
В чистый четверг пекут куличи: "кулич обыкновенный",
"кулич с маком",
"кулич на сливках",
"кулич пасхальный".
Но самое радостное – расписывать яйца.
"Без красного яичка не похристосуешься, без него и праздник не в праздник выйдет".
Я разрисовывал яичко:
Верба, а на вербе - птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье,
По середочке узор,
А внизу: "Христос Воскресе".
Ведущий: "А в конце моста - золотая верста".
Чтец: Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес.
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Чтец: Люди ходят друг к другу в гости и разговляются: едят куличи, мясо, яйца, рыбу, сладости.
Чтец: Месяц вышел, засиял –
Свод небесный полон стал;
Это все ГОСПОДЬ создал
Какой же ОН хороший!!!
Ведущий: С Пасхи начинаются песни, пляски, качели - карусели, ярмарки.
Звучит песня "Коробейники". ,
(Выходят в костюмах 2-е мальчиков и раздают пряники, баранки)
Ведущий: Вот и закончился наш праздник! Надеемся, что вы узнали не
только о православных праздниках весны, но и о традициях