Бид’ат. Является ли Мавлид нововведением? В каком случае Мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным? Мужские и женские имена на буквы — Ф

Каждый год, когда наступает месяц рабиуль-авваль, мусульманская община нашей (и не только) страны взрывается спорами – дозволено ли проведение мавлидов, особых мероприятий, которыми многие мусульмане традиционно выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Противники этих мероприятий приводят в доказательство своего мнения тот факт, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и первые мусульмане мавлиды не проводили, следовательно, это является новшеством в религии (бид’a).

Сторонники мавлидов возражают, что это мероприятие призвано оживить среди мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение), то есть, имеет под собой благую цель, а значит, это полезное действие.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала выяснить – что можно называть новшеством в религии, и бывают ли хорошие, благие новшества?

Что такое нововведение в религии и всегда ли оно запретно?

С точки зрения арабского языка, слово бид’а означает некое вновь возникшее явление, подобного которому не было ранее. В религиозной терминологии бид’а – это какая-то практика, которая появилась после окончания жизни Пророка (мир ему и благословение), и нет конкретного аята или хадиса с ее упоминанием.

Чересчур категоричные мусульмане, указывая на запретность любого новшества в религии, опираются на хадис, где говорится, что «каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в огне» (Муслим).

Однако, существует хадис с другим смыслом, где говорится следующее:

«Кто введет в религию какое-то благое деяние (суннат хасанатан), и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути. Кто введет в религию дурное деяние (суннат шаррин), которому последуют другие, тот понесет наказание за себя и за всех тех людей, кто последует этому плохому делу» (Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи).

На основании этого хадиса исламские ученые сделали вывод, что новшества в религии бывают дозволенные (благие) и запретные (дурные). Также некоторые ученые (как шафиитский факих имам Навави или ханафитский ученый Ибн Абидин) считали, что новшества – как и любые действия в шариате – делятся на пять видов: обязательные (фард), желательные (мустахаб), дозволенные (мубах), порицаемые (макрух) и запретные (харам).

Ибн Абидин аль-Ханафи, в частности, сказал: «Нововведение бывает обязательным – как обучении религии с целью опровержения заблудших, и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и Сунну. Бывает желательным – как строительство медресе, и к нему же относится каждое благое деяние, которого не было во времена Пророка (мир ему и благословение). Бывает нежелательным – как излишнее украшение мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья, или одежды» («Хашия», том 1, стр. 376).

Другой ханафитский ученый, Бадруддин Айни писал в своем толковании на Сахих Бухари: «Бид’а – это совершение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в шариате, то его называют одобренным нововведением, если же содержит плохое, называют порицаемым нововведением».

Так что хадис, где говорится о том, что все новшества будут в огне, исходя из вышесказанного, ученые объясняют так: он подразумевает именно такие - дурные новшества, которые противоречат общепринятой религиозной практике и священным текстам.

К примеру, если кто-то добавит шестую обязательную молитву к пяти намазам, либо добавит лишний ракаат к какой-то молитве – обеденной или вечерней; будет считать пост в какой-то день, помимо месяца Рамадан, обязательным; назовет чтение некоего зикра – поминания Аллаха - после совершения молитвы сунной или обязательным действием, все это будет являться дурным новшеством.

Как мы знаем из исламской истории, многие вещи из религиозной практики, к которым мы привыкли, появились не при жизни Пророка (мир ему и благословение), а позже, к примеру, при первых халифах.

Самый известный пример – это собирание текста Корана в единую книгу, которое было сделано при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Аллах). После одного из сражений, когда погибло множество сподвижников-хафизов (знающих Коран наизусть), Умар (да будет доволен им Аллах) предложил Абу Бакру собрать знатоков Корана и записать все аяты Корана в одну книгу. Абу Бакр вначале сомневался это делать, поскольку от Пророка (мир ему и благословение) не было передано подобного завещания. Но потом согласился с тем, что в этом будет много пользы.

Известно, что сам Пророк (мир ему и благословение) очень редко совершал намаз таравих (желательный намаз, совершаемый в месяце Рамадан) с джамаатом, обычно он совершал его дома, один, чтобы люди не восприняли его как обязательный.

Однако, халиф Умар, отметив, что люди стали небрежны к совершению этого намаза, ввел коллективное его совершение каждую ночь в месяце Рамадан. При этом сам халиф так отозвался о введенном им обычае: «Какое прекрасное новшество (бид’а)!»

Такие вещи как собирание хадисов в сборники, систематизация и специализация религиозных наук (что подразумевает отдельные науки по разным отраслям знания - по сире, фикху, вероучению, хадису, тафсиру и прочее), устройство религиозных школ – это также примеры благих новшеств.

Мавлид – проведение которого началось спустя несколько сот лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) – большинство исламских ученых также относят к хорошим, благим новшествам (бид’а хасана), поскольку он помогает возродить любовь к Пророку (мир ему и благословение) в мусульманской общине, способствует увеличению среди людей знаний об исламе и жизни Пророка.

Почему сподвижники не проводили мавлид?

Противники мавлида выдвигают самый, с их точки зрения, сильный аргумент против мавлида. Почему его не устраивали во времена Пророка (мир ему и благословение) или первых поколений мусульман (которых называют саляфами – праведными предками)? Ведь если это очень благочестивое деяние, неужели эти люди не должны были больше всех усердствовать в его совершении.

Однако, такие люди не принимают во внимание сам факт – что такое мавлид и с какой целью он проводится. Традиционно мавлид представляет собой мероприятие, где читаются аяты Корана с упоминанием достоинств Пророка (мир ему и благословение), рассказываются истории о его жизни – особенно о чудесах, сопровождавших его рождение, поются нашиды в его честь и во множестве произносятся салаваты – благословения в его адрес. Также в некоторых случаях гостям предлагается угощение или небольшие подарки.

Из этого мы видим, что сподвижникам не было нужды в проведении подобного мероприятия – даже спустя много лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) они свято хранили каждую подробность его жизни, сам его образ постоянно стоял у них перед глазами. Мусульманам первых трех праведных поколений также не было надобности в мавлидах – они прекрасно знали Сунну Посланника (мир ему и благословение), знали историю его жизни.

Но еще через несколько сот лет люди стали охладевать к религии, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил когда-то давно, и о котором они мало что помнили.

Поэтому спустя примерно пятьсот-шестьсот лет после хиджры ученые и правители своего времени решили, что в месяц прихода в мир Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) будет полезно напомнить людям о его жизни и его достоинствах.

Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (6-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.

Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их бид’а хасана - хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

В каком случае мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?

Итак, как мы сказали, мавлид (в основе своей) состоит из дозволенных и даже весьма желательных действий: чтения Корана, произнесения салаватов и зикра, рассказов о жизни Пророка (мир ему и благословение) и чтения стихов с его восхвалением; иногда еще включает в себя угощение гостей – если, к примеру, человек устраивает его у себя дома.

Но в некоторых случаях мавлид также может стать греховным и соответственно, запретным. В частности, если на мавлиде будут совершаться какие-то порицаемые и греховные действия – гостей на нем, допустим, будут угощать спиртным, такой мавлид не принесет его учредителям ничего, кроме греха. То же самое относится к ситуации, когда на мавлиде представители противоположного пола будут слишком близко смешиваться и общаться.

Также мавлид превратится в действительно дурное новшество, если кто-то будет ограничивать его проведение одним днем – к примеру, 12-м числом месяца рабиуль-авваль или только одним месяцем (и запрещать проводить его в другое время).

Если какой-то человек заявит, что мавлид – это обязательное для всех мусульман мероприятие (либо является сунной) и будет на основании этого порицать и называть грешниками всех тех, кто по каким-то причинам не хочет на нем присутствовать, в таком случае это тоже будет запретное нововведение.

В остальных случаях – когда мусульмане проводят мавлид в соответствии с шариатом, не привнося туда каких-то запретных практик и не совершая греха на этом мероприятии, имея намерение выразить любовь и преданность нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам, желая способствовать распространению религиозных знаний, тогда, по милости Аллаха, все устроители и участники этого действия заслужат вознаграждение от Всевышнего.

И да поможет нам всем Аллах.

Анна (Муслима) Кобулова

Мавлид - праздник, отмечаемый в ряде мусульманских государств и регионов, посвящённый дню рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Известно, что Посланник Аллаха (с.г.в.) родился двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль (в 2019 году эта дата наступит с заходом солнца 8 ноября) , однако традиционно Мавлид празднуется в течение всего этого месяца, именуемого месяцем Пророка (с.г.в.), или даже по его окончании.

Празднование Мавлида происходит, преимущественно, в мечетях, где собирается большое количество верующих. На подобных мероприятиях, как правило, читается Священный Коран, мусульмане слушают проповеди, посвящённые Посланнику Господа (с.г.в.), его качествам и т.д. Основной целью праздника является выражение благодарности Всевышнему за то, что Он ниспослал в качестве милости всему человечеству Своего Посланника (с.г.в.).

В мусульманском мире традиция празднования Мавлида ведёт свою историю с XII столетия, когда впервые день рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) отметили в иракской провинции Эрбиль по указу местного правителя Музафауддина Заинуддина.

Следует отметить, что относительно дозволенности празднования дня рождения Посланника Всевышнего (с.г.в.) мнения мусульманских богословов расходятся. Как утверждает одна часть учёных, это не только дозволенное, но и богоугодное деяние, способное принести награду мусульманам. Другие же богословы считают, что отмечать Мавлид есть нововведение, не имеющее никакого отношения к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), а значит, его празднование запретно.

Доводы сторонников Мавлида

Те, кто выступает за проведение мавлидов, обосновывают необходимость подобных мероприятий выражением любви к Посланнику Аллаха (с.г.в.) и в качестве подтверждения приводят хадис, в котором говорится следующее: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет любить меня больше, чем отца и детей» (аль-Бухари, Муслим).

Во-вторых, сторонники Мавлида утверждают, что сам Пророк (с.г.в.) возносил благодарность Создателю за то, что Тот сотворил его, и держал уразу по понедельникам, поскольку Мухаммад (с.г.в.) появился на свет именно в этот день.

В-третьих, на Мавлид собирается джамаат верующих людей, искренне любящих своего Пророка (с.г.в.) и желающих оказаться с ним рядом в Судный день. В одном из хадисов, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, рассказывается история, как некто спросил у Божьего Посланника (с.г.в.), когда наступит День Великого суда. Тот задал встречный вопрос: «А что ты для него приготовил?» В ответ на это тот человек сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Творца и Его Посланника (с.г.в.)». После чего Мухаммад (с.г.в.) успокоил его: «В тот день ты будешь с теми, кого любил» (аль-Бухари и Муслим).

В-четвёртых, такого рода мероприятия ведут к распространению новых знаний о жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о его достойных качествах и атрибутах, что, в свою очередь, способствует усилению любви к Пророку (с.г.в.). Благодаря этому верующий может лучше узнать и следовать примеру Мухаммада (с.г.в.), так как в Книге Всевышнего сказано:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…» (33:21)

В-пятых, в рамках Мавлида верующие совершают коллективное поклонение Аллаху, которое в разы больше вознаграждается по сравнению с поклонением индивидуальным. Исходя из хадиса, известно, что один лучше, чем намаз индивидуальный в 27 раз (аль-Бухари).

В-шестых, как склонны считать сторонники Мавлида, то обстоятельство, что он не праздновался при жизни Пророка (с.г.в.) вовсе не указывает на его запретность, поскольку в XXI столетии существует немало вещей и мероприятий, коих не было во времена Пророка (с.г.в.), но при этом они являются дозволенными.

Доводы противников

Основополагающим доводом стороны противников Мавлида Пророка (с.г.в.) является то, что он является нововведением (бид’а, бидгатом). В качестве подтверждения данной позиции они утверждают, что о праздновании дня рождения Посланника Аллаха (с.г.в.) не сказано ни в Коране, ни в Благочестивой сунне. Кроме того, подобной практики не существовало и во времена сподвижников Мухаммада (с.г.в.), что, в свою очередь, ещё раз указывает нам на то, что Мавлид - это нововведение. А Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Худшие деяния - это новоизобретённые, а каждое такое деяние - это нововведение, а каждое нововведение - это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (хадис приводят Муслим и Насаи).

Во-вторых, противники Мавлида приводят хадис Пророка (с.г.в.), гласящий: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд). Соответственно, как утверждают противники, в исламе существуют лишь эти , и в их число Мавлид не входит, а значит, его празднование запрещено.

В-третьих, противники рассматривают Мавлид в качестве акта подражания христианам, которые отмечают Рождество Христово, в то время как Посланник Господа миров (с.г.в.) призывал не совершать подобного. Так, в хадисах приводятся следующие высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Не уподобляйтесь иудеям и христианам» (ат-Тирмизи); «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот - из них» (Абу Дауд, Ахмад).

В-четвёртых, противники говорят, что на мавлидах правоверные занимаются чрезмерным прославлением Пророка Мухаммада (с.г.в.), хотя сам он категорически запрещал это делать. В одном из хадисов сказано: «Не превозносите меня, как это сделали христиане с Исой ибн Марьям (а.с.), я всего лишь раб Аллаха» (аль-Бухари).

В-пятых, некоторые выступают против мавлидов по причине имеющейся практики игры на , а также различного рода песнопений, которые, по мнению части мусульман, являются харамом.

В-шестых, противники подвергают критике использование, как они считают, ложных или сомнительных хадисов во время проповедей на мавлидах, в которых говорится о том, что якобы сам Пророк (с.г.в.) отмечал свой день рождения.

Из Священного Корана , в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), делаются выступления ученых.

Мавлид - это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Авваль, в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время. На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллаh»), аяты и суры Корана, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры. При проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят), нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата. При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Но все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие намного лучше тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили Мавлиды. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:
1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и радоваться его рождению, велит нам Всевышний Аллах.
2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.
3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.
4. Мавлид - это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.
5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного ибадата, изучения религии, раздача милостыни (садака). 7. Не все, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгах хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т. д. Тем не менее это не только не запретно, но и желательно, высокочтимо.

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мавлид" в других словарях:

    мавлид - [مولد] а 1. ҷои валодат, ҷои таваллуд, зодгоҳ 2. замони таваллуд, мавлуд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Из Священного Корана , в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), делаются выступления ученых.

Мавлид - это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Авваль, в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время. На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллаh»), аяты и суры Корана, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры. При проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят), нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата. При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Но все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие намного лучше тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили Мавлиды. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:
1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и радоваться его рождению, велит нам Всевышний Аллах.
2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.
3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.
4. Мавлид - это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.
5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного ибадата, изучения религии, раздача милостыни (садака). 7. Не все, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгах хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т. д. Тем не менее это не только не запретно, но и желательно, высокочтимо.

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тепловые трубки
  • Пионер-4

Смотреть что такое "Мавлид" в других словарях:

    мавлид - [مولد] а 1. ҷои валодат, ҷои таваллуд, зодгоҳ 2. замони таваллуд, мавлуд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мавлид

мавлид в словаре кроссвордиста

Википедия

Мавлид

Мавлид - празднование дня рождения пророка Мухаммада. Проводится 12 числа третьего месяца мусульманского лунного календаря. В некоторых мусульманских странах отмечается достаточно пышно и в течение всего месяца: в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), читаются проповеди о жизни пророка Мухаммеда и т.д..

Мавлидом также называют собрания мусульман, на которых собирающиеся делают тоже, что и в праздник, однако такие собрания не приурочиваются к какой-то конкретной дате. В некоторых народах, традиционно исповедующих ислам, мавлидами также принято называть и собрания по случаю свадьбы, рождения ребёнка и т. д.

О дозволенности, с точки зрения исламского шариата, практики так называемых мавлидов, не приуроченных к предполагаемой дате рождения пророка Мухаммада, среди исламских богословов и течений нет разногласий, при условии если на них соблюдаются нормы шариата. Что же касается дозволенности праздника в честь дня рождения пророка Мухаммада, то в этом вопросе среди исламских богословов существуют разногласия - например, салафиты считают мавлид нововведением.